Пока без комментариев

«Шансы» на спасение: Библейский взгляд
Автор: Александр Борисов


Вероятно, каждый кто начинает изучать библейскую сотериологию или просто слышит доктрины суверенной благодати, рано или поздно, сталкивается с одной трудно разрешимой проблемой. Словно яркий неоновый свет, раздражающий духовный мир христианина, назойливые и разъедающие его разум мысли кричат: «несправедливо! Бог будет несправедлив, если не даст всем людям одинаковый и реальный шанс на спасение!»
Действительно, совсем не трудно представить себе человека, который родился и вырос в каком-нибудь диком африканском племени. От самого рождения он никогда не слышал о Христе и не мог слышать. Что же получается? Бог дал человеку бытие, а возможности спастись не дал? «Такого Бога христианство не знает» – ответил один человек, и он далеко не одинок в своем понимании.
Опасность подобных заявлений в том, что они очень похожи «…на ошибку Озы, протянувшего руку, чтобы поддержать ковчег, когда волы наклонили его. Эта ошибка состоит в желании защитить Бога и Его образ действия в плане искупления средствами, которые удовлетворяют наш ограниченный разум».[1]
Конечно, вряд ли кто-то будет спорить с тем, что попытка оправдать Бога – это хорошее желание. Однако нуждается ли Бог в защите человека? Более того, желание вступиться за Бога, подстроив Его искупительный труд под свой образ мышления, часто приводит христиан к: (1) игнорированию/искажению целого ряда библейских текстов[2], как следствие – к (2) карикатурному и неверному представлению о Боге, и как следствие – к (3) построению различных демократических идей касательно того, как Бог спасает человека[3]. Таким образом, стараясь упростить учение Библии и упразднить соблазн креста, верующие очень быстро приходят к искажению Евангелия.
Прежде чем идти дальше, сразу следует отметить, что спасение человека Богом не основано на «шансах». Библейское спасение – это не азартная игра, где некоторые счастливчики «срывают куш спасения», а ничто иное как избавление Богом падшего человека через Христа от всего, что вредит его душе – избавление, которое основано на верных и нерушимых постановлениях Творца (Рим. 8:28-30). Однако, так как обычно люди строят свою аргументацию именно с точки зрения шансов на спасение, то ради обсуждения темы, автор сознательно рассматривает вопрос под этим углом.
При этом, цель данной работы не в том, чтобы ответить на вопрос: способен тот или иной человек воспользоваться своим шансом? Так как, во-первых, ни один человек сам по себе не способен (Рим. 3:10-12), а во вторых, Писание нигде не призывает взвешивать других людей на своих субъективных весах самоправедности и затем выносить суждение о том, у кого есть шанс на спасение и у кого его нет. Поэтому, в этой работе будет рассмотрена объективная сторона этого вопроса, то есть – что Библия говорит о шансах на спасения с точки зрения обладания права на него.
Итак, всем ли людям Бог дал реальный шанс спастись? Для того, чтобы разобраться в этом, необходимо рассмотреть, по крайней мере, несколько ключевых истин Библии.

I. Бог спасает только по вере в Христа

Прежде всего, необходимо определить, как вообще Бог спасает человека? Это будет особенно важно для последующего обсуждения.
Писание учит, что для того чтобы быть спасенным человек должен верить в личность и дело Христа: «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). Важно заметить, что этот стих не говорит о том, что все люди будут спасены, но накладывает важное ограничение, а именно – не погибнет только «всякий верующий», причем не просто верующий какой-то абстрактной верой, а верой «в Него». Только такая вера спасает. Это говорит том, что Бога не удовлетворит любая вера – вера, провозглашаемая различными религиями, «вера в себя», «вера в душе» и любые другие формулировки «я по-своему верю». Заявление Христа звучит недвусмысленно: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6).
Итак, спасающую веру можно определить следующим образом – это вера, которая, в основном, содержит в себе рациональное знание о личности Христа и Его спасительном подвиге (notitia), а также ярко выраженное сердечное согласие с истинностью важнейших доктрин (assensus) и, как следствие, искреннее доверие и приверженность Христу (fiducia). Другими словами, все кто преклонился перед Богом посредством Евангелия, кто получил праведность Христа и кто принял Его господство будут спасены.
Хорошо, тогда что является источником такой спасающей веры?

Спасительная вера – не от природы

Согласно учению Библии Бог открывает себя людям только двумя путями: (1) общее откровение (Пс. 18:1-7, Рим 2:14,15) – это все творение (растительный, животный мир, звезды, солнце и т.д.), а также образ божий в человеке (совесть) и (2) особое откровение (Пс. 18:8-10), то есть Писание.
Благодаря общему откровению каждый человек догадывается о существовании Бога, так как, согласно Посланию к римлянам, все что можно узнать о Боге через творение явно для людей, потому что Бог явил им (Рим 1:19). То есть, через рассматривание творений знать о Боге можно не все, а только то, что Сам Бог явил людям: «Ибо, что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны». Да, человек может иметь некоторую веру в Бога, в Его определенные атрибуты, но проблема в том, что абсолютно каждый человек подавляет это свидетельство своею неправедностью (Рим 1:18).
Таким образом, мир природы, который является частью общего откровения, не может произвести в человеке спасающую веру, так как не несет в себе спасительного знания. Ни один человек не сможет обрести спасающую веру и покаяться от того, что однажды воскресным днем он выехал на природу. Он даже не смог бы покаяться, если посетил Ниагарский водопад, а потом слетал в космос! Да, небеса проповедуют славу Божью (Пс. 18), но в их проповеди не слышно призыва отвергнуть себя и следовать за Иисусом Христом! (Матф.16:24)

Спасительная вера – не от совести

Обычно евангельские верующие не заходят настолько далеко, чтобы приписывать творению способность производить спасающую веру в человеке, при этом значительно большую популярность имеет другая позиция – спасение по совести. Если человек даже и никогда не слышал о Спасителе, но жил по закону совести, который прописан Богом в сердце каждого человека, то он все равно имеет реальный шанс на спасение, так как уже судится по закону совести. Текст, который обычно приводят для подтверждения этой позиции записан во второй главе послания к Римлянам: «ибо когда язычники, не имеющие закона, по природе законное делают, то, не имея закона, они сами себе закон: они показывают, что дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:14-15).
Однако, важно обратить внимание на то, что Павел говорит перед этим в двенадцатом стихе: «те, которые, не имея закона, согрешили, вне закона и погибнут; а те, которые под законом согрешили, по закону осудятся». Зададимся вопросом: кто не имеет закона? Контекст показывает, что речь идет о язычниках. Хорошо, они согрешили хотя бы раз в своей жизни? Безусловно (см. Рим. 3:10-12). Тогда что с ними будет? – «Вне закона погибнут».
Да, закон Божий написан в сердцах людей (Рим 2:12-16) и совесть может жалить человека всю жизнь с неимоверной силой, но она никогда не сделает его способным возлюбить Бога всем сердцем (Матф.22:37). Совесть не расскажет о характере Бога и тем более не может возродить человека к новой жизни (Еф. 2:1-10).
Таким образом, общее откровение не несет в себе того Божественного авторитета, то есть власти (auctoritas – власть), которая способна возродить душу грешного человека, а потому не может служить истинным источником спасающей веры. В свою очередь, если общего откровения, как опосредованного (внешнего), так и неопосредованного (внутреннего) достаточно только для осуждения человека (Рим. 1:18,20б), то как обрести спасительную веру?

Спасительная вера – только от Слова

Существует только один путь, посредством которого Бог дает такую веру: «итак, вера – от слышания, а слышание – от слова Божия» (Рим. 10:17). Чтобы веровать, человеку необходимо откликнуться и принять призыв Божьего Слова, который обращен к нему в Писании. Так как спасающая вера подразумевает истинную убежденность в личности Христа и Его деле, то необходима вера в Евангелие. Вот почему верующих в Фессалониках Павел называет: «спасенные… чрез веру истине» (2 Фес. 2:13; ср. Тит. 1:1)[4].
В своих наставлениях Кальвин когда-то писал:
«Действительно, Богу было угодно явить Свое величие всем людям без исключения, дабы никто не мог сослаться на неведение и избежать осуждения. Тем не менее существует потребность в ином, лучшем средстве, должным образом приводящем нас к Творцу. Поэтому Он ради спасения дал познать Себя также через Слово, хотя и сохранил эту привилегию лишь для тех, кому пожелал оказать милость и особо приобщить к Себе»[5].
Анализируя последнее утверждение из приведенной цитаты Кальвина, зададимся еще одним вопросом – все ли люди на этой земле, жившие раньше а также живущие сегодня, имеют возможность не то чтобы принять, а хотя бы услышать Евангелие? Да, «всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим. 10:13). Но вместе с апостолом Павлом мы спрашиваем: «как призывать [Того], в Кого не уверовали? как веровать [в Того], о Ком не слыхали? как слышать без проповедующего? И как проповедовать, если не будут посланы?…» (Рим. 10:14-15).
Ответ на этот риторический прием очевиден – никак! Если Бог спасает только посредством Своего вербального откровения, то для того, чтобы быть спасенным, человек должен услышать общий (библейский) призыв и откликнуться на него. Однако, по Божьему провидению эту привилегию имеют далеко не все люди. И на это есть веская причина – Бог суверенен в распределении благодати.

II. Бог распределяет благодать

Это следующая важная грань Божьего действия в Его плане искупления. Однажды Иисус рассказал притчу о работниках в винограднике (Мф. 20:1-16). Когда закончился рабочий день, некоторые из рабочих начали роптать на хозяина дома, за то что, как им казалось, его поведение никак не вписывалось в их собственное понятие справедливости. По их мнению, так как они начали работать гораздо раньше других, то должны были получить больше платы, но получили наравне с другими – по одному динарию.
Сегодня нередко можно встретить тех, кто также ропщет «на доброго Хозяина дома». В таком случае, Его слова будет достаточно: «разве я не властен в Своем делать, что хочу?» (Мф. 20:15)[6]. Властен. Бог властен распределять Свои благословения так как Ему угодно и никто не может отнять у Него эту прерогативу.

Земные (материальные) дары

Во-первых, важно отметить суверенность Бога в распределении земных благ. Для того, чтобы это было легче увидеть, можно поразмышлять о следующем.
Например, никто из людей не принимал участие в принятии решения о том, когда ему родиться? «Всему свое время» – говорил Екклесиаст (Еккл. 3:1-8), и в том числе каждому человеку свое время. А ведь было время, когда Евангелие не было распространено по земному шару, так как оно распространено сегодня. Если человек родился в мирное время, то он должен благодарить Бога, потому что многие люди сегодня вынуждены терпеть на себе все ужасы войны. Общественная аморальность, глады, моры – возможно, это тоже не коснулось кого-то в такой степени, как других. А ведь кому-то суждено родиться в период великой скорби!
Никто не принимал участие в принятии решения о том каким ему родиться? Заказывает ли человек у Бога цвет глаз, волос или количество рук и ног? Почему Бог явил каким-то людям больше милости, чем другим? Почему кто-то рождается здоровым, а кто-то сиамским близнецом? Человек не подбирает себе комплект генов или темперамент личности. Очевидно, что если «пройтись» взглядом по Земле, то обязательно встретятся те, кто намного превосходнее других, и в то же время можно увидеть множество людей, которых Бог благословил намного меньше.
Так, глаза многих людей никогда не смогут увидеть красоту заснеженных горных вершин, насладиться закатом или причудливыми формами цветов, наконец, они никогда не смогут читать Евангелие – Бог лишил их этих даров. Уши многих людей никогда не смогут услышать прекрасное пение птиц, насладиться шумом океанского прибоя или созвучьями прекрасной симфонии, наконец, они никогда не смогут услышать Евангелие – Бог лишил их этих даров. Уста многих людей никогда не смогут открыться, чтобы прославить Бога, поговорить с другом о том, что у них на сердце, наконец, они никогда не смогут говорить Евангелие другим – Бог лишил их этих даров. При этом, люди спрашивают: «кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?» (Иоан.9:2). Несмотря на то, что болезни часто являются последствиями грехов, есть ответ, который полагает руку на наши уста: «разве я не властен в Своем делать, что хочу?» (Мф. 20:15).
Наконец, никто из людей не принимал участие в принятии решения о том где ему родиться? Разве человек «выбивает» у Бога себе местечко под солнцем и решает родиться ли ему в России, США или Папуа Новой Гвинеи? Разве человек решает, в какой семье родиться – в богатой или бедной, христианской или мусульманской? А ведь религиозное воспитание это то, что может оказать прямое влияние на участь человека в вечности.
Никто из людей, конечно, не принимал подобных решений, потому что Бог положил это в Своей власти. Только по одной этой причине уже нельзя говорить о равных шансах на спасение, так как совершенно точно – не все люди имеют, имели и будут иметь доступ к особому откровению. Кстати, это подтверждает и история. Например, Америка была открыта Христофором Колумбом только в 1492 году, а Австралия Виллемом Янсзоном только в 1606 году, но до этого на протяжении тысячелетий там жили люди, которые никогда не слышали о Христе.
Это также подтверждает история Израиля. Несмотря на то, что некоторые язычники спасались в Ветхом Завете, Божье откровение не было доступно всем народам вокруг, а было, в первую очередь, достоянием избранного народа. «Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии… и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую; много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина» (Лк. 4:25-27).
Да, в общем смысле Евангелие доступно «всем» людям (без различений), но не абсолютно каждому человеку! Конечно, такое положение дел не устраивает многих «защитников» Бога, поэтому сегодня повсеместно распространены учения о втором шансе после смерти или ладно уж, если человек спасается только посредством Евангелия, то тогда как насчет евангелия в звездах? Однако, не существует ни второго шанса после смерти (Евр. 9:27), ни евангелия в звездах[7] (Рим. 1:18-32), ни любых других безумных попыток человека «оправдать» Бога.

Вечные (спасительные) дары

Следующее, на что важно обратить внимание это то, что суверенность Бога в распределении благодати не ограничивается земными дарами, но также распространяется и на духовные благословения. К таким благословениям, конечно же, относится и дар спасения (Еф. 1:3-12).
Размышляя о глубине непостижимости искупления, Чарльз Сперджен писал:
«Посмотрите на человека и на падших ангелов. Почему падшие ангелы осуждены на вечный огонь и содержатся в цепях тьмы для последнего дня? У ангелов нет Спасителя, за сатану не была пролита святая кровь. Люцифер пал и пал навсегда, потеряв всякую надежду. Бог не дал благодати этим более благородным духам; а человек, который ниже ангелов, обрел Божественное искупление. Какая глубина! Это самый очевидный и неоспоримый пример проявления абсолютного права Бога поступать так, как Ему угодно»[8].
Другими словами, если христианин честен по отношению к учению Библии, то он не сможет закрыть глаза и пройти мимо этого факта: Бог распределяет спасительную благодать как Ему угодно – одних Он избирает ко спасению, а других ожесточает: «ибо Он говорит Моисею: кого миловать, помилую; кого жалеть, пожалею. Итак [помилование зависит] не от желающего и не от подвизающегося, но от Бога милующего… Итак, кого хочет, милует; а кого хочет, ожесточает». (Рим.9:15,16,18).
– Избрание к спасению
Нередко, в своих попытках сделать Бога более гуманным, верующие считают, что Библия не учит избранию ко спасению, то есть все термины Писания, относящиеся к избранию, следует понимать, как избрание к служению. Однако, признавая, что Библия различает разные виды избрания, такие как корпоративное избрание (избрание Израиля как народа) (Втор. 7:6-8) и индивидуальное избрание к служению (Ин. 6:70), мы соглашаемся с тем, что Библия также ясно и определенно учит индивидуальному избранию к спасению – то есть, что Бог избрал определенное число людей к спасению (Рим. 8:28–39; 2 Фес. 2:13–14; 2 Тим. 1:9–10).
Избрание к спасению есть решение Бога, которым некоторые люди предназначены ко спасению. Этот выбор Бога, был совершен еще до сотворения, не по причине каких-либо заслуг избранных, а лишь по верховному изволению Творца (Еф. 1:3–14).
Например, Лука так описывает проповедь Павла и Варнавы язычникам в Антиохии и Писидии: «язычники, слыша это, радовались и прославляли слово Господне, и уверовали все, которые были предуставлены к вечной жизни» (Деян. 13:48). «Немаловажно, что Лука упоминает об избрании как бы вскользь. Создается впечатление, что это было чем-то вполне естественным во время проповеди Евангелия. Сколько людей уверовало? «Все, которые были предуставлены к вечной жизни». Павел не написал: «и уверовали все, кто хорошо воспользовался своей свободной волей». Нет! Он говорит, что избрание происходит не вследствие веры человека; наоборот, вера является следствием того, что человек был избран – предуставлен к вечной жизни[9].
Следует отметить, что избрание ко спасению носит суверенный характер. Бог избрал «по своему благоволению» (Еф. 1:9, 11), а это значит, что на Божественный выбор не могли повлиять поступки людей, их заслуги или достоинства, так как никого из них еще не было в момент осуществления этого выбора (то есть в вечности прошлого) (Рим 9:11, 15-16). Как пишет апостол Павел: «он избрал нас» не потому, что мы были святыми, но «чтобы мы были святы и непорочны пред Ним в любви» (Еф. 1:4).
Хорошо, но если одних Бог избирает к спасению, то как объяснить, что некоторым все же Бог не дает «шанс» на спасение?
– Оставление к возмездию[10] 
«Возмездие и оставление составляют обратную сторону избрания. Возмездие – это заслуженное наказание, а оставление – это положение тех, кто не был избран для спасения и кому Бог предоставляет возможность идти своим гибельным путем»[11]. В отличие от Райри, чтобы обозначить Божье деяние по отношению к неизбранным, Баракман, например, предлагает использовать другой термин – «небрежение»[12]. Однако суть от этого не меняется.
При этом, не следует путать эту истину с избранием к погибели, так как: «если по отношению к тем, кого Бог избрал ко спасению, Он проявляет активное деятельное участие, то, напротив, Он не прилагает никаких усилий, чтобы пренебречь теми, кого Он ко спасению не избрал»[13]. Апостол Павел утверждает, что «Бог приготовил «сосуды милосердия» (т.е. избранных) к славе, но он не говорит, что Бог приготовил сосуды гнева (т.е. неизбранных) к уничтожению» (Рим. 9:22-23)[14]. То есть, в отличие от активного вмешательства в судьбу избранных, Бог просто решил предоставить неизбранных самим себе, – своим грехам и их последствиям.
Эту мысль можно видеть в ряде мест Писания (Рим. 9:18, 9:21, 1 Пет. 2:8-9). Так, по меньшей мере пять раз в первой главе Послания к римлянам, говорится о том, что Бог оставил язычников на произвол их собственных греховных путей в наказание за то, что они не признали своего Творца[15]:
«Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось[16] несмысленное их сердце; …то и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела <…> Потому предал их Бог постыдным страстям: женщины их заменили естественное употребление противоестественным… И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства…»
В свете этих стихов, можно сделать вывод, что Писание не просто отрицает идею равных шансов на спасение, но более того, говорит, что некоторые люди уже несут на себе справедливое осуждение еще при жизни. При этом Бог не «распределяет» одних людей налево, других направо, но милует избранных, создавая веру в их сердцах, и проявляет справедливость ко всем остальным, не сдерживая их грехов (Рим 9:9-18).
Итак, возвращаясь к нашему вопросу, почему Бог не поместил всех людей в равные условия и не дал им шанс услышать Евангелие, мы можем ответить: избрание одних и оставление других – вот сердце ответа на этот вопрос. Раньше мы уже сказали, что суверенность Бога в распределении земных даров (место и время рождения, религиозная принадлежность родителей) прямым образом влияет на духовное спасение человека. Теперь можно посмотреть на это с другой стороны. Божественный суверенитет в духовной сфере, а именно, избрание некоторых от вечности, определило свершение обстоятельств в земной жизни так, что человек обязательно переживет на себе спасительное действие Евангелия. Именно поэтому Евангелие (равно и единственный путь спасения) не доступно всем людям, а только тем, кого «…Бог от начала, через освящение Духа и веру истине, избрал ко спасению…» (2 Фесс.2:13-14).

III. Бог справедлив

Следующая истина, которая требует нашего рассмотрения – это вопрос справедливости. Пожалуй, ни одна дискуссия на тему избрания и шансов на спасение не обходится без подобных возражений: а справедлив ли Бог, когда Он незаслуженно дарует спасение одним, а других оставляет наедине с последствиями своих грехов?
Действительно, человеку, на первый взгляд, кажется несправедливым, что Бог Отец благоволит спасать, предпочитая одних людей другим. Наверное, самым большим препятствием, чтобы принять учение Библии об избрании, является особенно популярная сегодня философия равенства. Эта, прочно засевшая в людских головах идея, гласит: все равны! Люди хотят равного отношения ко всему человечеству. Иными словами: или одинаковой ко всем любви, или же одинаковой справедливости. Именно поэтому многим кажется несправедливым, что Бог избрал для спасения лишь некоторых, а не всех.
Хотя такие утверждения и кажутся обоснованными, следует отметить, что в основании такого подхода лежат определенные моральные принципы, а не Божье откровение. Библия не учит тому, что Бог любит всех людей одинаково (Втор. 7:6-8; Рим. 9:11-13). Наоборот, мы можем найти множество примеров, где Бог по-разному обращается с людьми. Например, Бог не являлся Навуходоносору так же, как Моисею. А перед Пилатом Он предстал не так, как на дороге в Дамаск перед Павлом.
Более того, обвинения Бога в несправедливости основаны на крайне неверном понимании грехопадения. Вопрос должен быть поставлен так: существует ли вообще какая-либо причина, по которой праведный Бог обязан любить творение, ненавидящее Его и постоянно восстающее против Его Божественной власти и святости? Увы, в самом человеке такой причины не найти! Реальность заключается в том, что ни у одного человека вообще нет шансов на спасение, потому что все люди рождаются абсолютно порочными (Пс. 50:7; Рим. 3:10-12). Однако Бог являет милость. Спасение – это не контракт, который Бог заключил со всем человечеством, а милость, которая была явлена церкви в распятом Христе! (Еф. 5:25).
Нельзя упускать тот факт, что грешный человек нуждается в Божьей милости, но милость по обязательству перестает быть милостью. Сущность милости в том, что она не заслуженна. Если бы Бог стоял у дверей рая и одних туда пускал, а других – нет, то это одно. Но ситуация совершенно иная. Все люди уже изо всех сил бегут от рая как можно дальше. А Бог стоит на пути и некоторых из них останавливает, разворачивая в другую сторону. Остальные же были оставлены на то, к чему всю жизнь бежали, как раз по справедливости. Бог никого спасать не обязан и решение спасти некоторых не обязывает Его спасать всех!
Писание сегодня переворачивает мышление человека наоборот и направляет его мысли в правильную плоскость: если все люди были бы избраны и спасены – это было бы в высшей мере несправедливо.  Поэтому сколько бы человек не угрожал небу своим «водяным пистолетом» человеческой логики и извращенной морали «…Его выбор был суверенным, милосердным и справедливым»[17].
Справедливость Бога слишком высока и превосходна, чтобы её можно было понять слабым человеческим разумением. Никакое действие Бога по отношению к грешному человеку не может быть несправедливым, так как только Господь может определять, что справедливо, а что нет (Иов.36:23). «Судия всей земли поступит ли неправосудно»? (Бытие 18:25) Авраам знал ответ на этот вопрос. И мы вполне соглашаемся с ним!

IV. Бог обращается ко всем людям

Несмотря на то, что спасутся только те, кого Бог избрал, церкви не дано знать, кто эти люди. Рождаясь в этот мир, избранные не имеют на своем теле какого-либо особого «знака» от Бога, который говорил бы о том, что этот человек однажды примет Евангелие, а значит ему нужно благовествовать. Бог не открывает это знание каким-то сверхъестественным способом. Кто избран, а кто нет сокрыто от людей (Втор. 29:29).
Поэтому Евангелие обращено ко всем людям и через Свое Слово «…Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться» (Деян. 17:30). Таким образом, христиане также должны проповедовать и призывать к покаянию всех людей.
Избрание вовсе не превращает благовестие в пустую формальность, так как Бог предопределил не только результат (спасение), но и средства достижения этого результата (проповедь Евангелия). Это хорошо понимал апостол Павел, которого учение об избрании вовсе не останавливало, но наоборот мотивировало благовествовать. Однажды проповедуя в городе Коринфе, после того, как Его свидетельство натолкнулось на противление со стороны иудеев, «Господь же в видении ночью сказал Павлу: «Не бойся, но говори и не умолкай, ибо Я с тобою, и никто не сделает тебе зла, потому что у Меня много людей в этом городе» (Деян. 18:9-10).
Кто эти люди, упомянутые Господом, в языческом городе и ради которых нужно продолжать благовестие? Это избранные. «Павел! Продолжай благовестие ради спасения Моих избранных», – вот, что говорит Иисус. Павел уже хотел уйти из города (6), но учение об избрании не дает ему впасть в отчаяние – он продолжает трудиться в «проблемном» Коринфе: «и он оставался там год и шесть месяцев, поучая их слову Божьему» (Деян. 18:11). Интересно то, что обычно Павел нигде так долго не оставался проповедовать, но Божье избрание дает ему колоссальную мотивацию!
В конце своей жизни, находясь в тюремном заключении, Павел объяснял причину своих страданий следующими словами: «помни Господа Иисуса Христа от семени Давида, воскресшего из мертвых, по благовествованию моему, за которое я страдаю даже до уз, как злодей; но для слова Божьего нет уз. Поэтому я все терплю ради избранных, чтобы и они получили спасение во Христе Иисусе с вечной славой» (2 Тим. 2:8-10).
Вера в избрание вдохновляла Павла благовествовать другим, несмотря ни на что. Также она должна вдохновлять всех Его детей! Поэтому, по завещанию Христа, христиане должны идти по всему миру и проповедовать Евангелие всей твари (Мк. 16:15). Поэтому «те, кто понимают эти доктрины правильно, будут мотивированы идти до края земли и проповедовать Евангелие, потому что они будут уверены в том, что Бог направит их к Его избранным точно так же, как Он направил Филиппа к эфиопскому евнуху»[18].

Заключение

Итак, подводя итог всем рассуждениям, можно сказать, что спасение имеют те, кого Бог избрал от начала, те, кому Он открыл доступ к Евангелию, и те, кому Он дал благодать откликнуться на Его призыв. Именно об этом писал Павел в восьмой главе Послания к римлянам: «а кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил» (Рим. 8:30). При этом, мы можем «размотать цепочку спасения» с другого конца и сказать: спасены те, кто принял Евангелие, а приняли Евангелие те, кто услышал его призыв, а услышали его призыв те, кто был избран Богом от начала.
Таким образом, несмотря на то, что Бог любит спасать грешников и то, что Евангелие обращено ко всем, не все люди имеют одинаковый реальный шанс на спасение, в силу того, что справедливый Бог суверенен в распределении как общей (доступ к евангелию) так и особой благодати (дар спасения избранным). При этом верующим не дано знать, кто избран, поэтому они должны благовествовать всем людям вокруг.
Следует оговориться, что в данной работе была рассмотрена только Божья сторона в Его деле спасения и что, хотя это не до конца понятно, тем не менее, Писание всегда возлагает ответственность за грех и неверие на плечи человека. И с этим неразумно спорить (Рим. 9:20)
А разумным будет осознать, что это учение очень сложно и поэтому требует крайне благоразумного и осторожного подхода. Необходимо с симпатией и пониманием относится к тем, кто с трудом пытается его понять. Если человек верит в безусловное избрание, то это значит, что он должен быть достаточно смирен, чтобы принять тот факт, что некоторые его собратья по вере придерживаются других взглядов согласно божественному провидению.
Тем не менее, эти доктрины очень полезны и ценны для верующих. Они побуждают расти в уверенности собственного избрания. Петр говорит, что мы обязаны стараться «делать твердым [наше] звание и избрание» (2 Пет. 1:10) – то есть очевидным и несомненным для самих себя. Избрание узнают по его плодам. Павел знал об избрании фессалоникийских верующих от того, что наблюдал их веру, упование и любовь, внутреннюю и внешнюю перемену в их жизни, которую произвела Благая весть (1 Фес. 1:3–6). Чем больше добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь 2 (Пет. 1:5-7) проявляются в жизни человека, тем больше он может быть уверен в том, что имеет право называться избранным. С каждым добрым делом, с каждым «нет» греху, с каждым «да будет воля Твоя» кирпичик за кирпичиком стена уверенности в собственном избрании христианина будет расти все выше и выше – и так, пока не достигнет небес!
Эти доктрины побуждают к прославлению Бога, так как исключительно по своей доброй воле Он дал шанс спастись тем, кто был уже безнадежно потерян. Наблюдая плоды спасения в своей жизни, христианин обязательно будет проставлять Творца за то, что он не оказался в числе тех многих, кто идет сегодня широким путем (Мф. 7:13-14).
Эти доктрины побуждают к смирению, так как не оставляют шансов на спасение делами и являются замечательным лекарством против человеческой гордыни. Артур Пинк верно подметил, что: «в наши дни, дни человеческого хвастовства, интеллектуальной гордости и обожествления человека, необходимо настаивать на том факте, что Горшечник изготавливает сосуды для Себя»[19] (см. Рим. 8:21-23).
Наконец, эти доктрины побуждают к доверию Богу в служении. Христианин, верящий в избрание, не должен осуждать себя, когда кто-то отвергает его свидетельство о Христе. Сам Иисус не обращал к Богу всех, кто Его слушал. Он понимал, что все кого дает Ему Отец придут к Нему (Ин. 6:37) и что придут только они (Ин. 6:44). Сделав все, что в его силах, христианин может в молитве предоставить решение этой проблемы Господу и ожидать Его ответ.

1 Джеймс Холдейн. Ограниченное искупление. Изложение реформатской доктрины / Пер. с англ. Одесса: Христианское просвещение, 2008. С. 27.
2 Например Рим. 8:28–39; 2 Фес. 2:13–14; 2 Тим. 1:9–10.
3 По сути все эти идеи отрицают Евангелие, как единственный путь спасения.
4 B. A. Demarest. The cross and salvation: The doctrine of salvation (45). Wheaton, Ill.: Crossway Books, 1997. С. 259.
5 Жан Кальвин. Наставления в христианской вере: в 3 томах / Пер. с франц. М.: Издательство Российского Государственного Гуманитарного Университета, 1997. С. 63.
6 Артур Пинк. Божественный суверенитет / Пер. с англ. Григорик В.А. Б.м.: «Альфом», 1998. С. 45.
7 Сторонники этого взгляда считают, что Бог сотворил звезды и расположил их на небосклоне таким образом, что те люди, которые не имеют доступа к вербальному откровению, глядя на них, могут «услышать» и понять рассказ о плане искупления в небесной интерпретации.
8 Чарльз Сперджен. 12 проповедей об избрании / Пер. с англ. Минск: Завет Христа, 2000.
9 Уэйн Грудем. Систематическое богословие: Введение в библейское учение / Пер. с англ. СПб.: «Мирт», 2004. С. 754.
10 Репробация – оставление Богом некоторых людей на их греховных путях, которые приведут их к осуждению.
11 Чарльз Райри. Основы богословия / Пер. с англ. СПб.: БПИ, 2000. С. 371.
12 Флойд Х. Баракман. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения / Пер. с англ. М.: «Духовное возрождение», 2002. С. 552.
13 Там же. С. 552.
14 Там же. С. 553.
15 Алексей Прокопенко. Замысел Вседержителя. Библейское учение о Божьей воле
и провидении. СПб.: «Библия для всех», 2012. С. 388.
16 Буквально: «было омрачено или ослеплено [Богом]».
17 Флойд Х. Баракман. Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения / Пер. с англ. М.: «Духовное возрождение», 2002. С. 553.
18 Тимофей Келли. Союз мира. Божий бальзам для врачевания разделений / Пер. с англ. Киев: Благодать, 2009.
19 Артур Пинк. Божественный суверенитет / Пер. с англ. Григорик В.А. Б.м.: «Альфом», 1998. С. 45.

Скачать .pdf

Оставить комментарий