Пока без комментариев

Библейские принципы церковной дисциплины
Автор: Александр Борисов

«Лечь под нож» – кто этого желает? Очевидно, что лежать на операционном столе и быть объектом хирургического вмешательства не очень приятная перспектива для большинства нормальных людей. Об этом не мечтают перед сном. Про это не загадывают желания. Это то, от чего люди бегут даже в своих кошмарных снах. Но что, если от этого будет зависеть жизнь – как жизнь самого больного, так и жизнь людей вокруг? Тогда это необходимо, хотя и очень неприятно. Ведь иногда только нож хирурга может спасти человека от смерти.
Нечто подобное представляет собой церковная дисциплина в жизни церкви. Никто не хочет стать объектом ее внимания, но иногда только она может помочь больному христианину и сохранить здоровье церкви.
Да, дисциплина – неприятное слово для многих людей. По словам Марка Девера, это слово «…немного напоминает брюссельскую капусту: мы знаем, что должны любить ее, но к ее вкусу необходимо привыкнуть»[1]. Тем не менее, человек безусловно нуждается в дисциплине. «Никто из нас не является совершенным, «законченным» проектом. Кому-то требуется воспитание, вдохновение или исцеление; кто-то нуждается в исправлении, сложной задаче или даже крушении надежд»[2].
Что же собой представляет церковная дисциплина? Объем христианского понятия «дисциплина» аналогичен объему латинского слова «disciplina», которое обозначает все мероприятия наставничества, связанные с воспитанием, обучением и подготовкой учеников[3]. Необходимо учитывать два аспекта церковной дисциплины – это формирующая и исправляющая дисциплина. Первая похожа на здоровое питание и физические упражнения (проповедь, обучение, наставничество), вторая – на хирургическое вмешательство, которая исправляет то, что в теле функционирует неправильно (обличение, увещание, отлучение)[4]. Вероятно, из первого абзаца уже стало понятно, что в этой работе речь пойдет именно об исправляющей церковной дисциплине.
К сожалению, живя во власти прагматично-позитивного мышления, сегодня многие служители пренебрегают применением исправляющей дисциплины. Далеко не редко философия служения современных церквей начинается с вопроса «что люди хотят видеть в церкви?» вместо того, чтобы руководствоваться вопросом – «что Бог хочет (говорит) о том, что должно быть в Его церкви?» В результате, «сложно найти какую-либо другую сферу христианской жизни, которая в современной евангельской церкви была бы подвержена большему пренебрежению, чем церковная дисциплина»[5].
Однако, не меньшая опасность заключается в неверном применении церковной дисциплины. Люди боятся хирургов, но еще больше их ошибок. Например, многим известна история, произошедшая В 1892 году с 10-летним Томасом Стюартом – мальчик наткнулся глазом на нож и в результате потерял зрение. Врач Александр Праудфут посчитал, что поврежденный глаз необходимо удалить. Только завершив операцию, доктор заметил, что удалил здоровый глаз вместо слепого![6]
Доктор перепутал глаз. А что если церковь поставила больному неверный диагноз? А что если церковь перепутала и наказала просто за факт греха, отлучив человека не упорствующего и раскаявшегося в нем? Никто не хочет стать жертвой врачебной ошибки – никто не хочет «умереть» под ножом церковной дисциплины. Поэтому, к исправлению согрешившего необходимо подходить с подобающей осторожностью, зная, что, когда и как необходимо применять. Только тогда паства научится не бояться, а доверять своему руководству.
Таким образом, церковная дисциплина должна быть основана на верном библейском фундаменте. Далее в этой работе будут рассмотрены ключевые библейские принципы, которые помогут верующим сформировать верное отношение к исправляющей дисциплине.

I. Церковная дисциплина является божьим установлением

В первую очередь, христиане должны осознать непреложность церковной дисциплины. Несмотря на то, что некоторые церкви уже успели отнести дисциплину к устаревшим методам, Писание не только дает нам примеры церковной дисциплины, но и заповедует ее. Необходимость применять взыскание к согрешившим членам церкви объясняется просто – это Божье повеление.
Обличая бесчинство и лень некоторых верующих в общине Фессалоник, Павел писал:
«Предписываем же вам, братья, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы вы удалялись от всякого брата поступающего бесчинно и не по преданию, которое вы приняли от нас <…> Если же кто не послушает слова нашего в этом послании, — того имейте на замечании: не общайтесь с ним, чтобы его устыдить. И не считайте его врагом, но вразумляйте как брата (2 Фес. 3:6, 14, 15).
Таким образом, «как мудрые родители наказывают своих детей (Прит. 13:24) и как Бог-Отец наказывает тех, кого любит (Евр. 12:6; Отк. 3:19), так и Церковь, налагая взыскание, действует в любви, чтобы возвратить заблудшего брата или сестру…»[7].
К сожалению, в данной работе нет возможности исследовать все тексты, которые предписывают церкви практиковать исправляющую дисциплину, но если попытаться суммировать учение Библии, то будет очевидным, насколько Бог серьезно относится к дисциплинарным мерам и их последствиям: «чтобы изъят был  из среды вас» (1 Кор. 5:2); «предать сатане во измождение плоти» (1 Кор. 5:5); «…не сообщаться с… С таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:9, 11); «удаляться от…» (2 Фес. 3:6); «имейте на замечании и не сообщайтесь с ним, чтобы устыдить его» (2 Фес. 3:14, 15); «я передал сатане» (1 Тим. 1:20); «обличай перед всеми» (1 Тим. 5:20); «таковых удаляйся» (2 Тим. 3:5); «…отвращайся» (Тит. 3:10)»[8].
Хорошо, но не выглядит ли это слишком суровым? Разве Иисус не сказал: «не судите, да не судимы будете…»? (Мф. 7:1). Данный стих, пожалуй, излюбленное место противников церковной дисциплины. Однако, здесь Иисус не запрещает суд вообще, так как верующие призваны судить «судом праведным» (Ин. 7:24), а также должны уметь различать псов и свиней (6 ст.) от братьев (3-5). Вместо этого, этим утверждением Христос осуждает лицемерный и предвзятый суд. В конце концов, вот что сам Иисус говорил о человеке, который отказывается принимать критику церкви: «…а если не послушается и церкви, да будет тебе он, как язычник и мытарь» (Мф. 18:17).
Писание ясно учит необходимости церковной дисциплины. Таким образом, ни одна церковь не может считаться библейской, если она пренебрегает столь ясными божественными установлениями. Если церковное руководство хочет созидать здоровую церковь, оно просто обязано применять меры церковного взыскания.
Когда-то Роберт Мюррей Макчейн, делился со своей церковью тем, как Бог учил его необходимости церковной дисциплины. Его слова актуальны и сегодня:
«Когда я только что приступил к служению пастора среди вас, то пребывал в абсолютном неведении в отношении огромного значения церковной дисциплины. Я думал, что самой важной и едва ли не единственной моей работой будут молитва и проповедь…. И когда передо мною и старейшинами вставали вопросы о дисциплине, я вспоминал их с некоторым омерзением. Это был долг, от которого я уклонялся. И могу честно признаться, что в результате я едва не лишился служения среди вас. Но Господу, который учит Своих служителей не так, как учат люди, было угодно благословить некоторые дисциплинарные моменты, дабы явить и непреложно обратить души, находящиеся в нашем попечении. И с того времени мой разум озарился новым светом, и я увидел, что поддержание дисциплины в церкви – такая же миссия, возложенная на нас Христом, как и проповедь. И сейчас я глубоко убеждён, что и то и другое – от Бога. Оба ключа вверены нам Христом. Один – ключ учения, которым мы открываем сокровища Библии. Другой – ключ дисциплины, которым мы открываем или же закрываем путь к хранилищу таинств веры. И то и другое – дар Христов, невозможно отказаться от какого-либо из них, не согрешив при этом»[9].

II. Церковная дисциплина направлена на восстановление

Слова Иисуса Христа, записанные в Евангелии от Матфея являются одним из наиболее ярких отрывков в писании на тему церковной дисциплины:
«Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; Если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; Если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе как язычник и мытарь (Мф. 18:15-17).
Пятнадцатый стих ясно указывает на цель исправления согрешившего брата: «…если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Дисциплина – это одно из средств, которое использует церковь для восстановления, а не наказания заблудших.
Конечно не всегда возможно примирить «провинившегося» с Богом и другими членами церкви по причине того, что этот человек может оказаться просто неверующим. Но все же, для того чтобы достичь главной цели исправления – восстановления грешника, тем, кто применяет дисциплину самим важно: (1) обратить внимание на свои сердечные мотивы (15б), (2) следовать практическим шагам (15-17) и (3) помнить об обязательных условиях (18-20) церковной дисциплины.

Сердечные мотивы

К сожалению, на уровне мотивации верующие иногда более заинтересованы в церковной дисциплине не столько под воздействием любви к члену церкви, сколько ради самой церковной дисциплины или ради каких-то греховных амбиций. Однако единственно верным мотивом церковной дисциплины является любовь: церковь стремится помочь брату не грешить.
Не случайно заповедь о церковной дисциплине окружена несколькими притчами, говорящими о ценности наименьших братьев, заблудившейся овцы, а также о важности прощения. Это говорит о том, что обличение является не инструментом наказания, а инструментом пастырской заботы о согрешающих.
Конечно, любовь подразумевает жертвенность – невозможно приобрести брата, если человек не готов пожертвовать своими амбициями, обидами, временем, обыкновенным комфортом, а может даже ему придется понести какой-то ущерб? Йон Байрон остроумно заметил на этот счет:
«Пастырская забота о людях, чья жизнь изъедена непрекращающимся грехом, вполне сродни спасению утопающего, когда спасатель плывет навстречу тонущей жертве. Всегда есть опасность, что тот, кому ты спасаешь жизнь, сломает тебе нос. Такая любовь изматывает, выжимает все соки, и все же она искренна. Церкви, по-настоящему любящие своих членов, всегда приплывут им на помощь, несмотря на возможный риск»[10].
Любовь церкви проявляется тогда, когда её заботит не только то, что нужно делать в сложной ситуации, но и то, как это нужно делать. Писание запрещает наказывать согрешивших из мстительности (Рим. 12:19) или налагать взыскания руководствуясь чувством неприязни к согрешившему.
Напротив, христиане должны иметь дух кротости и мягкости, когда пытаются помочь брату или сестре. В Послании к галатам Павел писал: «братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным» (Гал. 6:1). Слово «исправляйте» (καταρτιζετε) является медицинским термином и в переводе с греческого языка означает «поставить на место сломанную кость». Сколько терпения и нежности требуется для этого![11] Для этого нужна любовь!
Прежде чем идти «ковырять сучки» в глазах у брата необходимо проверить свои мотивы – действительно ли я желаю «приобрести» его? Искренен ли я? И даже если христианин чист в отношении тех грехов, которые совершает другой брат, не являются ли его мотивы тем бревном о котором предупреждал Иисус? (Мф. 7:3-5).
Церковная дисциплина – это не праведный кулак по нечестивой шее, а христиане – не полицейские, которые хотят арестовать преступника. Верующие – это «врачи», стремящиеся исцелить раны на теле Христа, раны, через которые будут распространяться болезни и смерть, если их оставить в покое. Главное помнить: казнить нельзя, помочь!

Практические шаги

Так как грех является препятствием в общении с верующими и с Богом, то для того, чтобы примирить стороны, необходимо в первую очередь разобраться с грехом.
В 15-17 стихах, Христос дает практическое руководство, по тому как применять церковную дисциплину. Судя по всему, это самая простая и эффективная инструкция, которой следовала ранняя церковь.
Шаг 1: Обличение наедине
Есть хорошая новость: церковная дисциплина не обязана быть публичной! Она начинается с личной беседы. Первое, что должен сделать христианин – подойти к человеку, который согрешил и поговорить с ним наедине: «если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф. 18:15).
Вполне может быть, что согрешивший брат даже не понимает, что он совершил. Или, даже если он сделал это намеренно, то доброе отношение обличающего к нему поможет ему осознать грех, прийти к покаянию и извиниться.
В таком случае, в формальной церковной дисциплине практически нет необходимости, поскольку весь процесс начинается и оканчивается разговором двух людей. В каком-то смысле церковная дисциплина существует с целью избежать церковной дисциплины. Поэтому ступени дисциплинарного процесса нужно проходить с целью не допустить последнего шага. Этого шага, отлучения, следует избегать всеми силами.
«Это и есть подотчетность. Это и есть искренний диалог. Это и есть честная дружба. Когда кто-то задает прямые и глубокие вопросы тому, кто оказался у края пропасти»[12].
Шаг 2: Обличение при свидетелях 
Если разговор один на один не привел к желаемым результатам, то необходимо обратиться за помощью к другим: «если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово» (Мф. 18:16).
Вовлечение других зрелых христиан в процесс дисциплины помогает более объективно рассмотреть ситуацию, а также дает возможность яснее донести суть проблемы согрешающему. В конце концов, может оказаться, что обличающая сторона не права.
Шаг 3: Обличение при церкви
Однако, если после этих усилий проблему не удается разрешить, то пострадавший обязан изложить дело перед церковью: «если же не послушает их, скажи церкви…» (Мф. 18:17). Изложение дела перед церковью – это еще одна попытка приобрести брата. Церковь берет согрешившего на замечание и призывает его к покаянию. При этом, как только дисциплинарное воздействие было осуществлено и начался процесс покаяния, церкви следует сразу же принять кающегося человека обратно. Павел говорит: «так что вам лучше уже простить его и утешить, дабы он не был поглощен чрезмерною печалью; и потому прошу вас оказать ему любовь» (2 Кор. 2:7,8). Но если и этот шаг не привел к обоюдному удовлетворению ситуации, то на церкви лежит обязанность расследовать дело и применить четвертый шаг о котором говорит Иисус Христос.
Шаг 4: Отлучение от церкви
Отлучение – это последняя мера дисциплинарного наказания и представляет собой исключение из круга общения церкви тех, кто и после долгих попыток исправления не раскаялся. Вот почему написано: «да будет тебе, как язычник и мытарь».
Важно понимать, что «…в момент отлучения не происходит какого-то мистического духовного действия. Отлучение является всего лишь официальным подтверждением, что человек, не реагирующий на обличение в грехе, согласно священному Писанию, является неверующим».
При этом, отлучение от церкви не является окончательным приговором. Церковь не знает окончательный Божий приговор в отношении отлученного человека. Так как знать вечную участь человека – не в компетенции людей, поэтому и церковное взыскание не может быть окончательным решением[13].
Более того, даже когда применяется эта крайняя мера, то все еще остается надежда на покаяние. Павел предал сатане Именея и Александра «чтоб они научились не богохульствовать» (Тим. 1:20), и человек из Коринфа, уличенный в инцесте, был предан сатане, «чтобы дух [его] был спасен в день Господа нашего Иисуса Христа» (1 Кор. 5:5)[14].

Обязательные условия

Исследовав свои сердечные мотивы и следуя практическому руководству Своего учителя, в своих стараниях вернуть брата, верующие также должны следить за выполнением сопутствующих условий.
Власть Слова
Дав наставления в отношении того как необходимо осуществлять дисциплину (15-17 ст.) в 18 стихе Господь произносит интересные слова: «истинно говорю вам: что вы свяжете на земле, то будет связано на небе; и что разрешите на земле, то будет разрешено на небе» (Мф. 18:18). На первый взгляд все просто: если верующие свяжут что-то на земле, то это также будет связано и на небе… То есть Бог просто подписывает те решения, которые приняли люди на земле. Но действительно ли Иисус учит тому, что небеса покорно соглашаются и утверждают любое решение, которое принято церковью? О чем на самом деле говорит этот стих?
На языке оригинала здесь используется перфект будущего времени пассивного залога: εσται δεδεμενα εν ουρανω, буквально – «что свяжите на земле, уже будет связано на небесах». В этом стихе используется юридическая терминология. Во времена Христа судебными разбирательствами занимались старейшины синагог, а позже раввины. Иудеи верили, что за земным судом стоит суд небесный, если он основан на верном понимании закона. Позже эту судебную практику стали называть «связывать и развязывать»[15]. То есть земное решение, если оно было основано на верном понимании закона, на самом деле отражало реальность того, что уже было принято и утверждено на небесах. Таким образом, только то решение, которое не выходит за рамки нравственной Божьей воли, имеет под собой власть и авторитет Бога. И только в таком случае собственное присутствие и собственная власть Христа будут стоять за теми решениями, которые принимает церковь: «ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Мф. 18:20).
Вот почему применяя церковную дисциплину, церковь должна быть уверена в том, что она сама находится под властью и дисциплиной Слова. Как писал Девер: «совершенно не правомочно требовать от людей жить в соответствии с вашими капризами и фантазиями, но совершенно приемлемо для Бога требовать, чтобы Его творения отражали Его святой характер»[16]. Власть церкви ограничена властью Божьего Слова. Поэтому не легитимна та церковная дисциплина, которая накладывает на человека сверх того, что требует от него Бог.
Молитва церкви 
Помимо того, что обличающая сторона должна находится под властью Слова, верующие также должны молиться о покаянии и восстановлении согрешающего. Церковь должна «согласиться» вопрошать в молитве к Богу, поскольку это Он стремится дисциплинировать заблудших членов. Какую замечательную мотивацию должно придать церкви обещание Христа: «истинно также говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего Небесного» (Мф. 18:19).
Через молитву и Слово, церковь констатирует волю Отца в вопросах церковной дисциплины. Более того, Писание учит, что покаяние – это дар Божий (Деян. 11:18; 2 Тим. 2:25,26). Поэтому тем более церковь должна вопрошать и умолять Бога освободить согрешающего от греховных уз и смягчить его сердце искренним раскаянием.

III. Церковная дисциплина имеет дело с нераскаянностью

Следующий важный вопрос на который необходимо обратить внимание: за какие грехи человек может быть подвергнут дисциплинарным взысканиям? За какой грех, может быть отлучен согрешивший? Может быть за то, что «…кто-то рассердился на человека, предложившего не ту песню, или если кто-то уронил песенник на ногу соседа?[17]»
Судя по всему, нигде в Писании открыто не сказано, какие именно грехи должны подвергаться воздействию церковной дисциплины, а какие нет. Значение ἁμαρτήσῃ [εἰς σέ], «согрешит [против тебя]» в Мф. 18:15, вероятно, было выбрано намеренно неточное, для того, чтобы охватить более широкий спектр преступлений[18]. Однако учитывая «тяжесть санкций», скорее всего речь идет не просто о чем-то тривиальном. Церковную дисциплину не следует применять в незначительных случаях. Напротив, христиане призваны терпеливо относиться друг ко другу, а мелочность может нанести большой вред церкви.
Из Мф. 18:15-17 ясно, что отлучение от церкви является не карательной мерой, а последним звеном в цепи попыток исправления согрешающего. Поэтому очень важно различать просто факт греха и упорство в грехе.
Живя в пораженной греховностью плоти, каждый христианин согрешает. Но, настоящие дети Божьи, в отличие от тех, кто только называет себя христианами, ищут освобождения от греха, как только они понимают, что они делают грех. 1 Ин. 3:9 – «всякий, рожденный от Бога, не делает греха, потому что семя Его пребывает в нем; и он не может грешить, потому что рожден от Бога». Поэтому, если человек раскаивается в грехе, то санкции должны быть сняты.
Таким образом, согрешающий член церкви подвергается отлучению не за отдельный грех как таковой, а за нежелание каяться в грехе и исправляться. В конечном счете, существует только один грех, за который член церкви должен быть отлучен, и этот грех называется нераскаянность.

IV. Церковная дисциплина созидает церковь

Еще один важный принцип библейского учения о церковной дисциплине заключается в том, что она крайне полезна. Вопреки тому мнению, что церковные взыскания только отталкивают людей от церкви, Писание утверждает, что они просто необходимы для созидания здоровой церкви. Это происходит (1) через очищение от лжехристиан и (2) укрепление верных христиан.

Очищение от лжехристиан

В Библии сказано, что любовь покрывает множество грехов, однако правда заключается в том, что будучи прагматичными людьми, мы «иногда думаем, что количество покрывает множество грехов»[19]. В одной брошюре о количественном росте церкви, говорится о том, что если руководство церкви хочет, чтобы церковь росла, то необходимо «открыть парадную дверь и запереть задние выходы». Однако, соглашаясь с мнением Марка Девера, скорее необходимо «запереть парадный вход и настежь распахнуть заднюю дверь»[20].
Важен не количественный рост, а здоровье тех христиан, которые находятся в церкви. Укоряя коринфских верующих за их терпимость ко греху, Павел писал: «нечем вам хвалиться. Разве не знаете, что малая закваска квасит все тесто? Итак, очистите старую закваску, чтобы быть вам новым тестом…» (1 Кор. 5:6-7). Чтобы быть здоровой церковь должна избавится от закваски греха – либо через покаяние, либо через отлучение.
Автор Послания к Евреям говорит христианам наблюдать, чтобы «какой горький корень, возникнув, не причинил вреда, и чтобы им не осквернились многие» (Евр. 12:15). Это означает, что если конфликт между людьми не получил быстрого разрешения, то его последствия могут коснуться и других. Если к согрешающему человеку не будет применено взыскание, то некоторые члены церкви могут решить, что, возможно, это не такой уж и грех, а другие могут впасть в искушение и совершить нечто подобное[21].
Таким образом, чтобы церковь могла быть здоровой, источник заразы должен быть устранен. Человек болен, когда заражен инфекцией. Церковь больна, когда те, кто называет себя христианами, продолжают оставаться в церкви, заражая своим примером и своими ложными убеждениями других овец Иисуса Христа.
При этом все члены церкви должны узнать, что заблуждающегося человека нельзя больше считать членом церкви и что ему не позволено причащаться, поскольку участие в Вечере Господней есть знак участия в единстве церкви (1 Кор. 10:17). Павел говорит коринфянам: «но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» (1 Кор. 5:11). «Такие указания, похоже, даны с целью уберечь церковь от ложного впечатления, будто она одобряет непослушание заблуждающегося человека»[22].

Укрепление верных христиан

Церковная дисциплина также способствует духовному благополучию верующих, потому что «…оказывает чрезвычайно сильное влияние на других, чтобы удержать их от подобных преступлений, и сохраняет всю конгрегацию и ее служение Богу в чистоте. Сенека сказал: «Тот, кто покрывает сегодняшние злодеяния, перекладывает вину за них на будущие поколения»[23].
Наблюдая за библейским применением исправляющей дисциплины, верующие видят Божий суд над грехом. Это напоминает всему собранию о серьезности греха (1 Тим. 5:20). Это отрезвляет, смиряет и учит быть более бдительным к проявлению греха в жизни христианина.

V. Церковная дисциплина прославляет Бога

Это последний принцип церковной дисциплины, который будет рассмотрен здесь.
Писание учит, что Бог сотворил людей для Своей славы (Ис. 43:17), что человек должен все делать во славу Божью (1 Кор. 10:31) и что, в конечном счете, все прославляет Его! (Рим. 11:36). Прославление Бога – это цель, ради которой должен жить человек. Для этого Творец вложил в людей Свой образ, чтобы люди могли являть Божью природу всему творению (Быт. 1:27). Что это за природа? Одно из самых ярких и отличительных качеств божественной природы – это Его святость: «и взывали они друг ко другу, и говорили: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его! (Ис. 6:3). Таким образом, чтобы человек мог отражать Божью природу в своей жизни, он должен стремится к святости.
Кроме того, это ясное повеление: «но, по примеру призвавшего вас Святого, и сами будьте святы во всех поступках. Ибо написано: «будьте святы, потому что Я свят» (1 Пет. 1:15-16). «Христиане призваны быть воистину святыми – не ради собственной славы, а ради славы Божьей»[24]. Ведь жизнь человека – это витрина Божьего характера[25]. Когда окружающие люди смотрят на христиан они должны видеть свет и увидев свет, они прославят Бога (Мф. 5:16).
Таким образом, церковная дисциплина – это то средство, которое помогает церкви отражать Божью святость. Направляя раскаявшихся грешников на путь праведности и очищая церковь от упорствующих в грехе, церковная дисциплина помогает церкви не уклониться от Божьего стандарта святости. Поэтому, когда христиане являют миру Его святость, они должны ценить эту привилегию, которая не есть повод для гордости, но причина для прославления Бога!

Заключение

Итак, суммируя то, что было изложено в данной работе, можно процитировать Вестминстерское исповедание веры: «церковные порицания необходимы для исправления и приобретения согрешивших братьев, для удержания других от подобных же согрешений, для очищения от закваски, которая может заразить тесто, для отставания чести Христа и святого исповедания Евангелия, а также для предотвращения гнева Божьего, который справедливо пал бы на церковь, если бы состоящие в ней отъявленные и упрямые грешники нарушали завет и оскверняли подтверждающие его печати»[26].
Вовсе не будет преувеличением сказать, что если церковь пренебрегает церковной дисциплиной она не может считаться библейской церковью. Джон Дагг утверждал, что «когда из церкви исчезает дисциплина, Христос уходит вслед за ней»[27]. Церковная дисциплина необходима!
Более того, осознавая всю важность и пользу церковной дисциплины в жизни церковной общины, необходимо внимательно следить за тем, чтобы она применилась в соответствии с изложенными библейскими принципами!

1 Марк Девер и Пол Александер. Продуманное созидание церкви: служение, основанное на Евангелии / Пер. с англ. Б.м.: СЕО, 2011. С. 61.
2 Марк Девер. Девять признаков здоровой церкви / Пер. с англ. Чернигов: In Lumine Media, 2011. С. 173.
3 Джеймс Пакер. Основы богословия / Пер. с англ. СПб.: Шандал, 2001. С. 274.
4 Марк Девер и Пол Александер. Продуманное созидание церкви: служение,
основанное на Евангелии / Пер. с англ. Б.м.: СЕО, 2011. С. 6
5 Daniel Wray, Biblical Church Discipline, 1.
6 Десять ужасных медицинских ошибок. Режим доступа: http://thelistcafe.com/medical-errors-10-horrible-medical-mistakes (03.06.2013).
7 Уэйн Грудем. Систематическое богословие: Введение в библейское учение / Пер. с англ. СПб.: «Мирт», 2004. С. 1009.
8 Марк Девер. Девять признаков здоровой церкви / Пер. с англ. Чернигов: In Lumine Media, 2011. С. 183.
9 Роберт Мюррей Макчейн. Цит. по книге Эндрю Бонар. Посмертные произведения Роберта Мюррея Макчейна и воспоминания о нём. Dutch Reformed Tract Society, 2004. С. 113-114.
10 Йон Байрон. Как побить человека камнями, не замарав при этом белых ручек, – предостережение о церковной дисциплине. Режим доступа: http://www.propovedi.ru/resource/how-to-stone-a-man/ (03.06.2013).
11W. W. Wiersbe. The Bible exposition commentary. “An exposition of the New Testament comprising the entire ‘BE’ series”. Wheaton, Ill.: Victor Books.
12 Йон Байрон. Как побить человека камнями, не замарав при этом белых ручек, – предостережение о церковной дисциплине. Режим доступа: http://www.propovedi.ru/resource/how-to-stone-a-man/ (03.06.2013).
13 Алексей Коломийцев. Что означает отлучение от церкви? Режим доступа: http://www.slovo.org/dn/Ресурсы/Вопросыиответы/tabid/112/language/en-US/Default.aspx (03.06.2013).
14 Уэйн Грудем. Систематическое богословие: Введение в библейское учение / Пер. с англ. СПб.: «Мирт», 2004. С. 1009.
15 Роберт Гандри. Обзор Нового Завета / Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2006.
16 Марк Девер. Девять признаков здоровой церкви. С. 193.
17 Марк Девер. Девять признаков здоровой церкви / Пер. с англ. Чернигов: In Lumine Media, 2011. С. 188.
18 D. A. Hagner. Vol. 33B: Word Biblical Commentary: Matthew 14-28. Word Biblical Commentary (531). Dallas: Word, Incorporated.
19 Марк Девер. Девять признаков здоровой церкви / Пер. с англ. Чернигов: In Lumine Media, 2011. С. 191.
20 Там же. С. 174-175.
21 Уэйн Грудем. Систематическое богословие: Введение в библейское учение / Пер. с англ. СПб.: «Мирт», 2004. С. 1010.
22 Там же. С. 1010.
23 Ричард Бакстер. Реформированный пастор / Пер. с англ. Москва: Нарния, 2010.
24 Марк Девер. Девять признаков здоровой церкви / Пер. с англ. Чернигов: In Lumine Media, 2011. С. 196.
25 Там же. С. 198.
26 Вестминстерское исповедание веры. Xxx. 3. Режим доступа: http://www.propovedi.ru/resource/вестминстерское-исповедание-веры-2/ (03.06.2013).
27 Джон Дагг. Цит. По книге Марк Девер. Девять признаков здоровой церкви / Пер. с англ. Чернигов: In Lumine Media, 2011. С. 198.

Скачать .pdf

Оставить комментарий