Пока без комментариев

Бог и необъяснимое зло
Автор: Александр Борисов

 


26 декабря 2004 года в 7:58 утра по местному времени тектонические плиты, находящиеся под толщей воды в нескольких километрах от северо-восточной оконечности Индонезийского архипелага, рванулись в стороны с силой, равной мощности более 1000 атомных бомб, вызвав при этом 36 землетрясений и вытеснив триллионы тонн воды… Через 20 минут океанская волна, движущаяся по поверхности океана со скоростью более 800 километров в час, обрушилась на сушу, смывая все на своем пути. Буквально за несколько минут до этого отдыхающие все еще прогуливались по побережью, малыши спали в своих колыбельках, больные в своих постелях, а домохозяйки и бизнесмены занимались своими повседневными делами. Но внезапно изменилось все… Только официально количество жертв цунами, этим ранним утром, всего за несколько часов составило более 200 000 человек[1].

Библия говорит, что «Господь творит все, что хочет, на небесах и на земле, на морях и во всех безднах» (Пс.134:6) и что «все бездны… исполняют слово Его» (Пс. 148:7-8).
Тогда назревает острый вопрос: как эти утверждения сопоставить с тем, что происходит в мире? Где Бог, когда творится зло? После этого страшного цунами в Индонезии читатель одной известной газеты ответил за многих: «Верующие правы, когда говорят, что это страшное бедствие подвергает испытанию их веру. Какие еще нужны доказательства тому, что если Бог и был, то теперь Он либо сошел с ума, либо стал дьяволом, либо просто умер?[2]»
Зло. Кто из людей не сталкивался с ним? Стихийные бедствия, жестокость, войны, голод, растление и т.д. «…Весь мир лежит во зле» (1Иоан.5:19) и не нужно обладать особой проницательностью, чтобы увидеть это. В принципе, вся история человечества – это история страданий и боли. Люди могут расходиться во мнениях, спорить друг с другом, но реальность непреклонна: зло существует.
Сталкиваясь с этой мрачной реальностью, сегодня многие люди убеждены, что именно Бог виноват во всех жестокостях. Другими словами, зло – это черная тень, которая падает на такие атрибуты Бога, как Его всемогущество и благость. Например, «Дэвид Юм кратко сформулировал эту проблему следующим образом: «Желает ли Он предотвратить зло, хотя и не может? Тогда Он бессилен. Может ли Он, хотя и не желает? Тогда Он зол. Или же Он и может, и желает – тогда откуда зло?»[3] Благодаря подобным рассуждениям Бог часто оказывается на «скамье подсудимых», а Его творение выступает в роли «борца за справедливость», обвиняя Творца в жестокости, страданиях, плохой погоде и даже ушибленном пальце[4].
Однако, есть те, кто не ограничиваются просто обвинениями в адрес Бога, а видят решение проблемы в отвержении Его бытия. Атеисты хорошо понимают всю серьезность этого аргумента и всегда держат его у себя под рукой. Эту логическую цепочку, призванную «душить» библейское богословие они представляют так: (1) Если Бог всемогущ, Он может и должен уничтожить зло; (2) Если Бог абсолютно благ, то Он должен желать уничтожения зла; (3) Зло существует; (4) Следовательно, всемогущего и всеблагого Бога нет[5].
Действительно, как решить эту проблему? Ведь отвергая всемогущество Бога, придется отвергнуть и Самого Бога. Если отвергнуть Величайшее Благо, то не останется критерия для определения зла[6]. Если сказать, что зла нет, то это значить обмануть самих себя… Не даром, в истории церкви многократно предпринимались попытки разрешить эту проблему и величайшие умы, такие как Августин, Ириней, Фома Аквинский и др. внесли большой вклад в разработку этого вопроса. В 1706 году Готфрид Лейбниц впервые ввел понятие теодицеи (оправдание Бога). Но до сих пор так никто и не дал ответа, который бы мог обозначить полное решение проблемы зла (и вряд ли когда-нибудь даст).
Главная цель этой работы показать, что проблема зла не может служить достаточным аргументом против существования библейского Бога. Конечно, автор понимает, что в данном исследовании невозможно дать ответы на все вопросы и даже не потому что этого не позволяет сделать формат исследования, но потому что проблема существования зла является если и не самым сложным, то без сомнения одним из самых сложных вопросов христианской теологии. Поэтому «нас должно удовлетворить и нечто меньшее, чем полное разрешение вопроса»[7].
Однако, даже не решив эту проблему полностью, опираясь на Истину, мы можем прикоснуться к тайне зла и постараться несколько ослабить ее остроту, сформировать к ней правильное отношение и увидеть, откуда бы могло появиться ее окончательное решение. Итак, давайте попробуем…

I. Определение: что такое зло?

Прежде чем мы сможем двигаться дальше, необходимо определиться с тем, что мы имеем в виду, когда говорим о зле. Трудность состоит в том, что слово «зло» очень многозначно и имеет очень широкий спектр различных выражений.
Существует мнение, что зло – это не что иное, как отсутствие Бога. Также как не существует холода, который есть полное отсутствие тепла (абсолютный ноль – 273° С), также как и тьма, которая в действительности, есть полное отсутствие света, зло – это отсутствие добра. То есть, люди придумали эти слова, чтобы описать свои ощущения, когда им не хватает тепла или света. Также как нельзя измерить холод или тьму, нельзя измерить и зло. Августин писал: «ибо, что есть то, что мы называем злом, как не отсутствие добра?… То, что названо пороками души, есть ни что иное, как нехватка природного добра».
Эти размышления говорят о том, что природу зла не следует рассматривать как что-то материальное. И Писание подтверждает это (напр. Быт. 6:5; Иер. 17:9), говоря, что сосредоточение зла находится в сердце человека. Это, во-первых.
Во-вторых, зло можно разделить на две категории: моральное и природное зло. «Моральное зло – это грех, или испорченность, которые берут начало в сердцах моральных творений и выражаются в их греховных поступках»[8]. О таком зле говорил Иисус Христос: «ибо из сердца исходят злые помыслы, убийства, прелюбодеяния, любодеяния, кражи, лжесвидетельства, хуления» (Матф.15:19). Природное зло – это зло, источником которого являются естественные процессы или искаженные их формы (как следствие Божьего проклятия) – цунами, землетрясения и прочие катаклизмы (Быт. 3:17).
Помимо, природного и морального зла некоторые богословы выделяют еще иррациональное зло. Например, Эриксон отмечает, что «существуют виды добра, являющиеся благом сами по себе», но «есть инструментальные виды добра, которые могут быть средствами проявления добра, но могут становиться инструментом зла. Иногда что-то оказывается одновременно и добром, и злом. Один поезд может везти праведника и группу преступников в один и тот же город, где они будут творить соответственно добро и зло»[9]. Однако, подобные явления скорее стоит отнести к Божьему провидению, а не проблеме существования зла.
Итак, что такое зло? Зло не является материальной сущностью, оно бывает разным по своему проявлению, но также есть нечто общее, что объединяет, как моральное, так и природное зло. Этим связующим звеном, с которым Библия связывает существование зла, является грех. С точки зрения Писания злом является грех (первородный и личный грех человека), а также все его последствия (как первородного, так и личного греха). Если попытаться немного расширить это определение, то можно сказать, что зло – это «деятельность (умственная и физическая), обусловленная падшим состоянием этого мира и причиняющая страдания»[10].
Теперь, определив то, что представляет из себя зло, далее необходимо решить вопрос вовлеченности во зло – на кого же все-таки нужно заводить досье?

II. Вовлеченность: кто ответственен за зло?

Когда речь идет о свершении зла и о том, кто за него несет ответственность, то важно понимать роль и степень вовлеченности в злые дела двух противоположных измерений – невидимого и видимого миров. Оба эти измерения причастны к существованию зла во вселенной, но как? Первый якорь, который поможет нащупать дно и не пустится в свободное плавание по морю различных философий – это всевластие Бога.
а) Зло регулируется Богом
В духовном (невидимом) мире на первый план выступают две могущественные личности – Бог и сатана. В отличие от атеистов, которые обвиняют во всех бедах «христианского» бога, многие верующие поспешили заключить, что корень всех зол – это сатана. Портрет могущественного, запугивающего, вселяющегося в невинных и бедных людей дьявола очень популярен сегодня во многих христианских кругах.
Однако, чтобы сделать сатану виновником всего возможного и невозможного зла, а Бога никак непричастным к нему и еще «более любящим», сторонникам данной идеи приходится корректировать и Самого Бога, легким движением уст/пера, лишая Его власти на сатаной. Подобный финитизм (учение об ограниченности Бога) часто принимает форму дуализма, предполагающего, что в мире есть не один, а два основных принципа или начала (добро и зло – Бог и сатана), между которыми идет постоянная и ожесточенная борьба с неизвестным пока исходом.
Однако, Библия учит, что Бог всевластно управляет всеми событиями и личностями во вселенной, в том числе и злом, и сатаной. История Иова показывает, что сатана не беспредельщик, который творит все, что захочет. Книга Иова описывает то, как сначала Бог отдал в руки сатаны все имущество Иова, а затем забрал у него здоровье, делая его жизнь невыносимо мучительной, но при этом запретил сатане погубить душу Иова. Вот почему в конце этой великой драмы братья и сестры Иова утешали его «…за все зло, которое Господь навел на него…» (Иов.42:11).
Итак, Бог регулирует зло. Из-за грехопадения Бог пожелал, чтобы происходили природные катаклизмы: «Я образую свет и творю тьму, делаю мир и произвожу бедствия; Я, Господь, делаю все это» (Ис.45:7). Бог допускает несчастные случаи: «кто это говорит: “и то бывает, чему Господь не повелел быть”? Не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» (Плач.3:37-38). А как на счет грехопадения? Было ли оно предопределено самим Богом или же это неожиданная «ошибка» Его творений? И в этом случае Писание ясно показывает Бога как Творца всемирной истории: «Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю» (Ис.46:10).
Библия также учит, что Бог имеет власть над грехом, которая может проявляться различными способами: Он может предотвратить грех (Быт. 20:6) или же допустить его (Рим. 1:21-32; Исх. 4:21, 10:17). Бог имеет власть направить грех (Быт. 50:20) или же ограничить его (Иов 2:6).
Все это ясно говорит о том, что Бог не просто мирится с существованием зла, но и активно регулирует его проявление и силу. Кстати, нужно отметить, что Бог управляет злом не с холодным сердцем. Это очень важная истина, которой никак нельзя пренебрегать. Творец не хотел, чтобы люди навлекали на себя смерть, болезни, страдания и т.д. Бог сотворил совершенный мир. Он сострадает (2 Кор. 1:3-5). В Библии нет даже намека на изображение Бога, радостно мучающего людей в аду. Например, в книге Бытие 6:6 говорится о том, как Бог был опечален греховностью человека. Несмотря на то, что в этом стихе используется антропоморфизм, тем не менее, он ясно указывает на то, что грех причиняет боль Богу. Более того, Он Сам однажды стал жертвой греха. Воплотившись на этой земле, Иисус Христос пережил на Себе множество разных форм зла: голод, насмешки, несправедливость, надругательства и наконец, смерть для того, чтобы победить зло и затем дать эту победу Своим детям.
Итак, сатана подвластен Богу, Который всевластно правит злом. Но тогда возникает закономерный вопрос: если Бог предопределил грехопадение, если Он считает приемлемым присутствие зла в мире, то не значит ли это, что Он является «автором» греха? В свете этого вопроса самое время посмотреть на другую личность, которая в отличие от Бога, не любит ответственность, всячески избегает ее (Быт. 3:8) и охотно перекладывает на других (Быт. 3:12-13) (в том числе на Бога и сатану). Однако как бы эта личность не пыталась спрятаться за материальными вещами этого мира (Быт. 3:7) Писание мощным лучом света, разворачивает фокус ответственности за зло с Бога прямо в противоположную сторону – на человека. И что? И всем становится ясно, что король то голый! Потому что не Бог, а:
б) Человек обольщается грехом
Это второй якорь, который поможет не уклониться в крен и потерпеть кораблекрушение в вере. Если Бог контролирует зло, то человек его совершает. Это правильный баланс.
Иаков решительно отвергает причастность святого и благого Бога к злу: «в искушении никто не говори: “Бог меня искушает”; потому что Бог не искушается злом и Сам не искушает никого» (Иак. 1:13). Ответственность за грех прямо возлагается на человека: «Но каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть» (Иак. 1:14-15).
Не только за моральное, но и за природное зло прямая ответственность лежит на человеке, так как из-за его греха в творение вошло Божье проклятие. Говоря «не от уст ли Всевышнего происходит бедствие и благополучие?» Иеремия, как бы предвидя необоснованные обвинения в адрес Бога, в следующем стихе сразу же уточняет: «зачем сетует человек живущий? всякий сетуй на грехи свои» (Плач.3:37-39). 
Человек сам захотел познать зло, хотя Бог предупреждал о последствиях: «…ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт.2:17). Впав в грех, этим самым человек декларировал свою моральную независимость от Бога, что привело к страшным последствиям. Смерть (духовная и физическая) стала неотъемлемой частью человеческой реальности  (Рим. 5:12). «Как яд, брошенный в исток реки, запятнанная и испорченная природа Адама передается из поколения в поколение»[11]. И именно эта природа определяет все, что делает человек до тех пор, пока Бог не изменит ее (2Кор. 5:17). Поэтому, когда Библия говорит о причастности Бога к злым делам, например, об ожесточении сердца фараона или «четырех преданиях» в первой главе послания к Римлянам, то это следует понимать, как то, что Бог предоставляет человеку полную свободу действий.
в) Возможное возражение
Хорошо, но не является ли злом само позволение совершаться злу? Для того, чтобы ответить на этот вопрос необходимо коснуться вопроса Божьей воли. Дело в том, что Писание проводит разграничение между суверенной и нравственной волей Бога. Суверенная воля включает в себя то, что обязательно произойдет. В этом смысле никто и ничто не может противиться Божьей воле, то есть Бог совершает то, что Ему угодно. Нравственная воля говорит о желании Бога, Его отношении к кому-то или чему-то, то есть о Его благорасположении и осуждении. Она указывает на Божьи заповеди и законы, выполнение которых Бог требует от человека.
Например, убийство – это тяжкий грех, который влечет за собой праведный Божий гнев (Исх. 20:13). Очевидно, что убийство не угодно и противно Всевышнему. Тогда, можем ли мы сказать, что распятие Иисуса Христа было не по воле Божией? Нет! Распятие Божьего Сына является ярким примером того, как люди в согласии со своим свободным решением творят зло и поэтому по праву несут ответственность за него и в тоже время оно является частью Божьего замысла. «Ибо поистине собрались в городе сем на Святаго Сына Твоего Иисуса, помазанного Тобою, Ирод и Понтий Пилат с язычниками и народом Израильским, чтобы сделать то, чему быть предопределила рука Твоя и совет Твой» (Деян.4:27,28). С одной стороны нравственная воля Бога запрещает убийство, а с другой суверенная воля допускает его. Как пишет Джонатан Эдвардс: «нет никакого противоречия в том, что сам по себе поступок плох, но то, что он имеет место – хорошо… Например, распять Христа – дурное дело, но хорошо, что распятие Христа имело место».
В этом же ключе следует понимать утверждения о том, что: «[Господь] долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2Пет.3:9). Если Бог желает, чтобы никто не погиб, то почему люди гибнут? Ответ в том, что это утверждение не относится к Божьему замыслу (то, что он осуществит), а Его желанию[12] (то, кто Он есть).
Таким образом, очевидно, что происходят вещи, которые идут в разрез с Божьими желаниями, но в тоже время соответствуют Его замыслу. Присутствие зла, хоть и не соответствует нравственной (указывающей) воле, не является злом, потому что является частью Его совершенного  и благого промысла.
Конечно, нельзя до конца понять природу взаимоотношений между Божьим промыслом и свободными решениями людей, которые совершают зло, но если суммировать, то Писание дает нам необходимые ориентиры: (1) Бог суверенным образом определяет абсолютно все события (Еф. 1:11); (2) Бог предопределил, чтобы совершался грех, но грех люди совершают сами (Деян. 2:23, 4:27-28); (3) Однако, Бог не искушает человека ко греху (Ик. 1:13); (4) Следовательно, человек делает то, что хочет и несет ответственность за свои поступки (Рим. 1:21-32).

III. Причины: для чего необходимо зло?

Есть еще один вопрос, который требует пристального внимания – «а зачем?» Ведь, если Бог всеблаг и всемогущ, то почему Он просто не уничтожит зло? Но этого не происходит. Очевидно, существует какая-то веская причина, которую Бог решил не открывать людям ясно во всей полноте (Втор. 29:29). К тому же, если бы Бог захотел уничтожить зло, то ему пришлось бы уничтожить все человечество (так как все согрешили и лишены славы Божьей) или сделать из людей роботов, лишив их всех желаний.
Поэтому несмотря на все протесты человеческой логики, будучи любящим и всемогущим, Бог не только допускает существование зла, но и использует его для достижения Своих совершенных целей. На самом деле зло не так уж и бессмысленно, как кажется на первый взгляд. И дело не в том, что человек привык смотреть на него исключительно как на инструмент наказания, а в том, что у Бога есть Свой замысел.
Изучая священное Писание и преклоняясь перед Его Автором в смиренном осознании своей ограниченности, можно говорить о том, что Бог использует зло:
а) Для того, чтобы явить Свою благость
Одна из причин, которая может объяснить необходимость существования зла, это проявление Божьей славы через достижение гораздо большего блага:
– Во-первых, Бог являет Свою благость в спасении грешников.
Именно, через совершенное во Христе искупление Бог в более полной мере явил вселенной совершенные атрибуты Своей Личности. Благодаря спасению грешников Бог смог глубже «раскрыть» Себя, позволив людям, ангелам и всей вселенной более ярко осознать Его благодать и милость (Ин. 1:17).
В послании к Римлянам об этом говорится так: «Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками» (Рим.5:8). Другими словами, если бы никогда не было греха, искупленные люди никогда не познали Божью любовь.
Вместо того, чтобы винить Бога за зло, люди должны благодарить Его за любовь, которую Он явил на кресте. Так как исключительно благодаря жертве Божьего Сына человечество все еще не стерто с лица земли. Только по Его милости земля подставляет ему свою спину, чтобы люди ходили по ней…
– Во-вторых, Бог являет Свою благость в повседневной жизни.
Вопрос, который напрашивается здесь – как зло может демонстрировать благость Бога в повседневной жизни? Наоборот, несправедливость, жестокость, межрасовая борьба и другие плохие вещи должны серьезно «подмочить» репутацию Бога. Однако, используя Свое провидение, Бог имеет власть обращать зло в добро и не просто обращать, а замышлять его для того, чтобы в итоге вышло добро.
Это очень хорошо осознавал Иосиф, когда говорил предавшим его братьям: «вот, вы умышляли против меня зло; но Бог обратил это в добро, чтобы сделать то, что теперь есть: сохранить жизнь великому числу людей» (Быт.50:20). В оригинале в этом стихе дважды используется одно и то же слово – «замышлять» (хашав). В своем комментарии на Бытие Алексей  Прокопенко отмечает: «Более буквально данное предложение можно перевести следующим образом: «Вы замышляли против меня зло, Бог [же] замыслил для добра…» <…> Все события в истории Иосифа – и драматичные, и славные, и трагичные, и радостные – были тщательно спланированы Господом: «…Бог замыслил это…» <…> Бог не творит зла, но может допускать его ради Своих высших целей. Через коварные планы и замыслы братьев Иосифа проявился благой Божий замысел – «…сохранить жизнь великому числу людей…»[13].
Итак, Божье провидение направляет зло таким образом, чтобы из него вышло добро. Зло словно черный бархат, на фоне которого сияет благость Владыки вселенной. Однако, это не означает, что чем больше грехов мы будем совершать, тем более ярко Бог сможет являть Свою благость. Уже в самой ранней церкви появилось подобное заблуждение, движимое неверным понимании Божьей благодати. В третьей главе послания к Римлянам Павел опровергает подобные убеждения. Предвосхищая аргументы своих оппонентов, он пишет: «ибо, если верность Божия возвышается моею неверностью к славе Божией, за что еще меня же судить, как грешника? И не делать ли нам зло, чтобы вышло добро…» (Рим. 3:7-8). Более того, лжеучителя приписывали это заблуждение апостольскому учению: «…как некоторые злословят нас и говорят, будто мы так учим?» Ответ же Павла очень прост и понятен: «…праведен суд на таковых» (Рим.3:8). Почему? Потому что Бог не одобряет грех. Это подводит нас к еще одной причине – присутствие зла в мире необходимо, чтобы Бог смог показать Свое отношение к греху.
б) Для того, чтобы явить Свою справедливость
Не только через спасение грешников Бог являет атрибуты Своей Личности, но также и через осуждение зла. Бог не терпит и не мирится со злом – Он осуждает его. Божья ярость и Его гнев, которые являются реакцией на нечестие – это те качества Божьего характера, которые также являют Его славу: «что же, если Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе» (Рим.9:22,23).
Таким образом, допустив зло в Своем плане, Бог смог еще ярче раскрыть Свои атрибуты: благость в спасении, справедливость в осуждении, гнев в наказании, милость в прощении и т.д.
в) Для того, чтобы совершенствовать Свой народ
Это еще одна причина ради которой Бог использует инструментарий зла в Своей «небесной мастерской». Бог заботливо оттачивает характеры Своих искупленных детей для того, чтобы сделать их еще более красивыми (2Кор. 12:7-10).
Причем, речь идет не только о наказании или дисциплинировании верующих, а уподоблении их в образ Иисуса Христа.  Об этом говорится в 8 главе послания к Римлянам: «притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу» (Рим.8:28). Какое благо имеет в виду Павел? Мы склонны отождествлять благо с тем, что нам приятно в настоящее время, например с богатством, здоровьем, различными формами удовольствий и т.д. Однако ответ содержится в следующем стихе: «ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего…» (Рим.8:29). Вот, что значит благо – это вовсе не то, что обязательно должно приносить удовлетворение человеку, в первую очередь – это все то, что ведет к уподоблению Иисусу Христу.
Таким образом, когда христианин переживает зло в своей жизни, он должен утешать себя той мыслью, что его жизнь – это жизнь, с перспективой неба и что Господь заботливо созидает его для этой вечной цели. Герберт Карсон сравнивает боль, которую причиняет зло, со сносом старого дома, который вовсе еще не означает конец жизни. «Старый дом сносят для того, чтобы переселить людей в новый, лучший. Своими деяниями, которые временами кажутся нам суровыми, Бог мягко и милостиво готовит нас к переезду в новое жилище»[14]. Потому что «наше вечное будущее беспокоит Бога сильнее, чем наше текущее благополучие»[15].
Итак, несмотря на то, что зло нельзя постичь до конца, понимание этих причин дают сегодня возможность более осознанно прикоснуться к тайне бессмысленного зла и понять, почему благой и всемогущий Бог допускает его присутствие в Своем творении.

Важно главное: Бог у руля!

Итак, где Бог, когда творится зло? Где был Бог, когда религиозные фанатики 11 сентября убили 2800 человек? Бог был там же, где и 2000 лет назад, когда религиозные фанатики убили Его Сына, Иисуса Христа – у руля вселенной! Он был там же, где и всегда![16] И это главное. Он допускает, предотвращает, ограничивает, и направляет зло, используя его для Своих целей и во благо Своих детей. Он не исчез. Он не стал злым. Он не ослабел. Но все исходит от Него, все свершается Им и все существует для Него (Рим. 11:36) – это поистине благая весть для Его детей и поистине весть ужасающая для Его врагов.
В свете этого, все вопросы уходят на второй план. В конце концов, Бог не обязан отчитываться перед своим творением (Рим. 9:20). Однажды это очень хорошо понял Иов. Бог не стал давать ему какие-либо объяснения, почему страдает праведник. Он просто открывает ему реальность: «препояшь ныне чресла твои, как муж: Я буду спрашивать тебя, и ты объясняй Мне» (Иов.38:3). Ответ Бога страдающему Иову – это самое полное изложение библейского видения проблемы зла и страданий. Теперь все стало на свои места. В этот момент Иов понял две важные истины: (1) Бог – это Бог. Другими словами Он безраздельно властвует во вселенной и никто и ничто не может расстроить его замысел (Иов. 42:2). Иов понял что: (2) человек – это человек. У него нет никаких оснований спорить с Богом и вообще задавать Ему вопросы (Иов. 38:34). Человек не может объективно оценивать ситуацию (42:3). Он нуждается в живом общении с Творцом и глубоком преклонении перед Ним (5, 6).
Поведение Иова в этой ситуации достойно подражания. Герберт Карсон сказал: «Иов повел себя так, как ведет себя ребенок, когда в кромешной тьме крепко сжимает руку отца». Он научился доверять Тому, Кто властен не только оберегать, посылая благоденствие, но также Тому, Кто властен посылать и необъяснимое зло.
Действительно, проблему зла нельзя решить при помощи разума или логических построений, проблема страданий может быть устранена только на практике – верой. Образно говоря, зло – это тяжеленая штанга, вес которой Бог регулирует для каждого человека индивидуально и которой Он нагружает его жизнь для того, чтобы он упражнялся в вере и смирении. Ведь важно знать не ответы на все вопросы, а Того Кто их знает и доверять Ему во всем.
И даже несмотря на то, что Библия не дает развернутых объяснений о проблеме зла, тем, кто верит ее словам, Бог дает сегодня истинное утешение. Бог обещает, что наступит время, когда зло будет полностью уничтожено, каждый грех будет вскрыт и наказан, а тем, кто облекся в праведность Христа будет дарована вечная жизнь в присутствии святого и любящего Бога: «и отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло» (Откр.21:4). 

1 Джон Бланшард. Куда смотрит Бог, когда творится зло? / Пер. с англ. Минск: МФЦП, 2005. С. 9-11.
2 Там же. С. 12.
3 Цит. по Миллард Эриксон. Христианское богословие / Пер. с англ. СПб.: «Библия для всех», 2002. С. 344.
4 Однако, если человечество – это «не более чем слизь на планете», то почему людей должны волновать такие как явления, как геноцид, войны и т.д. Когда кто-то наступает на слизь или ее смывают в канализацию, разве мы сильно переживаем?
5 Линн, Гарднер. Где Бог, когда мы страдаем? / Пер. с англ. Симферополь: Диайпи, 2009. С. 284.
6 Вот почему реальность зла служит аргументом не только против теизма, но и против атеизма.
7 Миллард Эриксон. Христианское богословие / Пер. с англ. СПб.: «Библия для всех», 2002. С. 347.
8 Джек Коттрелл. Что Библия говорит о Боге вседержителе / Пер. с англ. Херсон: Надднепряночка, 2007. С. 397.
9 Миллард Эриксон. Христианское богословие / Пер. с англ. СПб.: «Библия для всех», 2002. С. 348.
10 Брюс Литтл. Бог и бессмысленное зло / Пер. с англ. Симферополь: Диайпи, 2008. С. 21.
11 Джон Бланшард. Куда смотрит Бог, когда творится зло? / Пер. с англ. Минск: МФЦП, 2005. С. 27.
12 Всегда ли исполняются желания Бога? Нет. Например, когда мы грешим, мы не исполняем Божье желание о том, чтобы мы были святы, так же как Он свят.
13 Алексей Прокопенко. Бытие: Комментарий / СПб.: Библия для всех, 2012. С. 572-573.
14 Цит. по Джон Бланшард. Куда смотрит Бог, когда творится зло? / Пер. с англ. Минск: МФЦП, 2005. С. 36. 15 Билл Брайт. Бог: каков Он? / Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2002. С. 140.
16 См. Джон Бланшард. Куда смотрит Бог, когда творится зло? / Пер. с англ. Минск: МФЦП, 2005. С. 44.

Скачать .pdf

Оставить комментарий