Пока без комментариев

Предупреждение об отступничестве
Автор: Александр Борисов

Ибо тех, кто однажды был просвещен и вкусил небесного дара, и стал причастником Святого Духа, и вкусил благого Божьего Слова и сил будущего века, и отпал, невозможно обновлять к покаянию, когда они распинают в себе Сына Божьего и выставляют Его на позор (Евр. 6:4–6)[1].
Предостережение, записанное в Послании к Евреям 6:4-6, несомненно является одним из самых сложных для понимания текстов в Новом Завете, а поэтому вызывает немало дебатов, как в академической среде, так и непосредственно в повседневной жизни христиан, практикующих серьезное отношение к Библии. Учит ли этот текст тому, что рожденный свыше христианин может потерять спасение? Или же речь идет о людях, которые только приблизились к спасению, но не были спасены? Почти все, кто сомневается в том, что истинные христиане в отношении своего спасения находятся в безопасности, воспринимают эти стихи как свой «город-убежище» и извлекают отсюда драгоценный материал в свою поддержку. В противовес им, те, кто верит в сохранность святых предлагают другие, часто разнящиеся толкования. Именно на этой почве, вот уже многие столетия происходят горячие «битвы» между кальвинистами и арминианами.
Другая трудность заключается в том, как объяснить, что отпадших «невозможно» вновь «обновлять покаянием»? Например, новатиане[2] вооружались этими стихами для отрицания прощения согрешившим. В ответ некоторые западные отцы церкви, которым была ненавистна эта секта, часто неспособные опровергнуть доводы новатиан, и вовсе не доверяли Посланию к Евреям и даже отвергали его.
Таким образом, неверное понимание этого отрывка вселило тревогу в сердце уже не одного искреннего христианина. По мнению Уильяма Макдональдса:
«Сатана использует эти стихи, чтобы выбить из колеи тех верующих, которые сталкиваются с определенными трудностями в интеллектуальной, физической и эмоциональной сферах. Они начинают бояться, что отпали от Христа, и что надеяться на восстановление бесполезно. Они переживают, что упали ниже того уровня, когда искупление еще возможно…»
Дополнительная проблема состоит в том, что учитывая серьезность последствий (невозможность восстановления), как верующему правильно определить – какой именно грех нужно классифицировать как «распятие сына Божьего и выставление Его на позор»?[3] Какой грех следует рассматривать, как отпадение? Отречение перед людьми, оставление собрания или просто «духовный сон»? Такая неопределенность создает почву для дополнительных терзаний, сомнений и неуверенности в духовной жизни христианина.
Наконец, о какой опасности предостерегают эти стихи? Опасности лишиться награды или опасности подвергнуться вечному осуждению в аду? И здесь мнения толкователей расходятся…
Цель данной работы – провести исследование данного отрывка и попытаться прийти к правильному пониманию авторского замысла. А также, на основании этого показать ошибочность теории, которая учит тому, что рожденный свыше христианин может окончательно отпасть и потерять спасение.

I. Обзор основных интерпретаций

Многие богословы[4] сегодня сходятся на том, что существует четыре основные интерпретации данного отрывка.

Предупреждение истинным христианам о реальной опасности отступничества и потери спасения

Согласно этой интерпретации, четыре греческих причастия в 4-5 стихах описывают верующих, а стих 6 – отступничество и потерю спасения[5]. Речь идет о тех, кого Христос «просветил» – открыл глаза и сделал чадами света (Еф. 1:18; 3:9; 5:8). Это люди, которые «вкусили небесного дара»[6], то есть пришли к познанию Бога. Благодаря этому они стали «причастниками Духа Святого», Который привел их в единство со Христом. Это рожденные свыше христиане, вкусившие «благого слова Божия и сил будущего века», то есть, пережившие в своей жизни сверхъестественное действие Божьего Слова, и постоянно, устремляясь к небесам, стремящиеся созерцать обещанное Богом бессмертие. «Отпадение» в шестом стихе понимается в общепринятом смысле и объясняется как сознательное и волевое отвержение Христа и Евангелия.
Хотя и можно согласиться, что автор описывает в этих стихах истинно верующих, данное толкование выглядит уместным только при поверхностном рассмотрении отрывка. При более же детальном изучении у этой теории возникает ряд серьезных проблем.
Дело в том, что те, кто считает, что этот стих говорит о потере спасения, должны будут признать, что восстановить потерянное спасение невозможно, иначе как объяснить то, почему невозможно восстанавливать тех, кто отпал?[7]
Однако, основная проблема данного толкования даже не в способности логично объяснить «невозможность восстановления», а в том, что оно противоречит многим другим текстам Писания, которые говорят о том, что спасение в Божьих руках[8] и его нельзя «потерять»[9]. В противном случае такой важный принцип герменевтики, как «Писание толкует Писание» не работает и становится больше похожим на популярный принцип атеистов: «Писание противоречит Писанию»[10].

Предупреждение истинным христианам о реальной опасности отступничества и потери награды

Согласно этой точки зрения автор послания описывает верующих, которым угрожает опасность отпасть от Христа и Евангелия и в результате лишиться награды[11]. Речь идет об упадке просвещенности Богу или отречении от веры. Невозможность повторного покаяния объясняется относительно – оно «невозможно» для человека, однако Бог силен восстановить христианина, при условии его раскаяния.
Несмотря на то, что этот взгляд предлагает общепринятое объяснение причастий в 4-5 стихах, а также не противоречит библейскому учению о сохранности святых, он значительно приуменьшает всю серьезность отпадения. Автор послания предупреждает о намного более серьезной опасности, чем просто утрата благословений или наград. Повторение угрозы в 10:27; 39; и 12:15 дает ясно понять, что человека, который не внемлет предостережению, ждет осуждение и вечное наказание, а не просто лишение небесных привилегий.

Предупреждение истинным христианам о гипотетической опасности отступничества и потери спасения

Это толкование привлекает многих серьезных исследователей Библии. По сути утверждения автора понимаются также, как и в первой интерпретации, а именно, что речь идет о верующих, которые в результате отпадения теряют спасение, но только в гипотетическом смысле. То есть это утверждение основано на гипотезе или предположении.
Авторы Библии нередко используют гипотетическую конструкцию для того, чтобы подчеркнуть какую-то истину. Например, апостол Павел, когда говорит о превосходстве любви в 1 Кор. 13:1-3, то делает это гипотетических тонах: «даже если» … «если я говорю языками человеческими и ангельскими… Если имею [дар] пророчества, и знаю все тайны, и имею всякое познание и всю веру, так что [могу] и горы переставлять а не имею любви, – то я ничто». Тот же самый прием использует Давид в 138 псалме, когда особенно ярко хочет подчеркнуть вездесущность Бога: «взойду ли на небо – Ты там; сойду ли в преисподнюю – и там Ты. Возьму ли крылья зари и переселюсь на край моря…» (Пс. 138:8-9). Давид не хочет сказать, что он восходил на небо и сходил в ад или что он летает на крыльях зари. Также и Павел не хочет сказать, что он говорит языками ангельскими и переставляет горы. Они использовали гипотетические ситуации для того чтобы лучше подчеркнуть какую-то важную истину.
Подобным же образом, многие исследователи толкуют Евр. 6:4-6. То есть, «если бы это было возможно», то истинно верующий мог бы отпасть, но… это невозможно (см. 9 ст.). Так Уоррен Уирсби считает, что автор «описывал предположительный, гипотетический случай для того, чтобы доказать, что истинный верующий не может потерять свое спасение». По его мнению «утверждение автора в 9 стихе подтверждает такое толкование: «впрочем, о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так»[12].
Другими словами, данное предостережение не предполагает, что отступничество может действительно произойти, оно, скорее, пробуждает читателей от духовного сна и призывает их стремиться к зрелости[13].
Как сказал Реймонд Браун: «я не возьму на себя смелость отбросить это довольно распространенное и вполне искреннее мнение многих исследователей…»[14] Однако, несмотря на то, что эта интерпретация не создает проблем с другими текстами говорящими о невозможности потерять спасение, тем не менее она является неестественной. Если в 6 стихе автор предупреждает всего лишь о гипотетической ситуации, тогда причастие «отпавших» нужно переводить условным предложением: «если они отпадут»[15]. Однако причастие «отпавших» – пятое в серии однородных членов, начинающихся в стихе 4. Они соединены союзами, а всей конструкции предшествует только один артикль – это значит его нужно рассматривать как адъективное, а не условное.
Более того, как отмечает Комптон «непонятно, как читатели должны были реагировать на это предостережение. Предположим, отпадение невозможно. Как тогда мог автор предостерегать своих читателей о том, чего не может быть? Ведь предупреждение о том, что на самом деле произойти не может, лишает слова говорящего всякой силы, они перестают быть предостережением»[16].
Таким образом, если это место нужно понимать только гипотетически, то предупреждение теряет свою актуальность и становится ненужным. Опасность реальна и послание к евреям постоянно обращает на нее внимание[17].

Предупреждение лжехристианам о реальной опасности отступничества и вечного осуждения

Сторонники этого взгляда убеждены, что данное предупреждение относится к тем, кто, как только казалось был христианином, но на самом деле никогда не был истинным последователем Христа. Все описательные фразы могут описать того, кто на самом деле был неверующим. Поэтому, когда пришли гонения, эти люди утратили веру и ожесточились, из-за чего к повторному покаянию их привести невозможно. Скорее всего, эти отступники поддались искушению вернуться в иудаизм. Тем самым, окончательно отвергнув благодать Христа, отступники навлекли на себя вечное проклятие и осуждение.
Такое толкование приемлемо, так как имеет ряд плюсов. Отступничество понимается в естественном смысле как то, что ведет к наказанию и вечному осуждению. Данная точка зрения также не вступает в противоречие с другим библейскими отрывками, в которых утверждается вечная сохранность спасенных. Широкий контекст также подтверждает эту интерпретацию – Евреям 3:16-19 напоминает о том, как когда-то евреи в пустыне видели великую силу Божию, ели манну, были сопровождаемы Богом, назывались народом Божьим, но так никогда и не вошли в Землю Обетованную. Автор переживает, чтобы его читатели не впали в тот же самый грех, что и евреи в пустыне, и в итоге, не испытали ту же самую участь.
Основная слабость этой точки зрения, как кажется на первый взгляд – неестественное толкование серии причастий в 4-5 стихах, которые в таком случае, описывают неспасенных.
Итак, мы кратко рассмотрели четыре основные интерпретации данного отрывка. У каждой из них есть свои плюсы и свои минусы. Какая из них верна? Очевидно, что каждый богослов отстаивает свою точку зрения и толкует отрывок в соответствии со своими предпосылками и богословскими воззрениями. По мнению автора данной работы, именно четвертая интерпретация предлагает наилучшее объяснение. Поэтому, дальше будет предложено пройти по порядку путь исследования этого текста, чтобы помочь читателю сформировать собственное мнение и увидеть то, как автор пришел к такому пониманию.

II. В поисках решения

Для того, чтобы пролить свет на этот очень непростой, как с экзегетической, так и с богословской точки зрения, текст, прежде всего рассмотрим исторический фон этих стихов, затем внимательно посмотрим на то, что сообщает грамматика самого отрывка и, в заключении, обратим внимание на его контекст.

Что говорит история?

Свое послание, автор адресует общине, в которой преимущественно находились христиане из иудеев. Хотя большинство этих евреев, судя по всему, уже были обращены в христианство, среди них вполне могли быть мнимые христиане, которые либо еще не полностью уверовали в Христа, либо были верующими только по «исповеданию».
При этом христиане из евреев, которые в это время переживали усиление гонений (10:32-39; 12:4) столкнулись с серьезным искушением – вернуться под «безопасную крышу иудаизма» и перестать отождествлять себя со Христом. Со стороны иудейских религиозных вождей, либо от язычников, преследовавших христиан, на них оказывалось давление с целью заставить их прекратить исполнять предписания христианской веры.
В этой связи очень важно рассматривать предупреждение в Евр. 6:4-6 в контексте другого предупреждения, которое содержится в 3-4 главах. Израильтяне во времена Моисея не вошли в Божий покой так как не имели подлинной веры:
«Доколе говорится: «ныне, когда услышите глас Его, не ожесточите сердец ваших, как во время ропота». Ибо некоторые из слышавших возроптали; но не все вышедшие из Египта с Моисеем. На кого же негодовал Он сорок лет? Не на согрешивших ли, которых кости пали в пустыне? Против кого же клялся, что не войдут в покой Его, как не против непокорных? Итак видим, что они не могли войти за неверие» (Евр.3:15-19).
Израильтяне находились в самообмане, считая себя народом Божьим, тем не менее, они не имели настоящей веры и постоянно искушали Бога в пустыне. Хотя они и видели великие чудеса, которые Бог сотворил над египтянами, тем не менее остались в неверии.
Таким образом, автор послания проводит параллель между ветхозаветными евреями и своими читателями. «Как израильтяне хотели вернуться в Египет при Моисее, так и некоторые из этих обращенных в христианство евреев начали колебаться в вере и раздумывали, не вернуться ли им в Иерусалим <…> Но речь он ведет вовсе не о потере спасения, а самообмане. Он [автор] призывает их исследовать свои сердца, чтобы разобраться, какое оно у них – верное или лукавое»[18].
Вполне возможно, что распятие Сына Божия и выставление Его на позор, о котором автор говорит в 6 стихе, как раз было связано с возвращением некоторых евреев к старым атрибутам иудейской веры, объявляющей «…Иисуса богохульником, заслуживающим самой страшной казни»[19].
Примечательно, что Послание к Евреям было написано приблизительно в 64-68-е гг[20], а это значит, что автор обращается к тому же поколению евреев, которое однажды уже распяло Иисуса Христа. Он уже был однажды отвергнут ими. И теперь «они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются [Ему]». Таким образом, «осознанно избрав такой род веры, который пригвоздил Иисуса к кресту, они приняли на себя ответственность за Его убийство»[21].
Осознавая эту угрозу, автор посвящает свое послание тому, чтобы показать совершенное превосходство Христа над всем и в частности «превосходство единократной жертвы Христа над постоянными и несовершенными левитскими жертвоприношениями, совершаемыми в храме»[22]. Христиане из евреев получают увещание продолжать возрастать в верности, терпении и зрелости, взирая на Иисуса, Божьего Сына и великого Первосвященника.

Что говорит грамматика?

Изучая грамматику этих стихов, прежде всего важно определить духовное состояние людей которые описаны в 4-5 стихах, а затем на основании 6 стиха ответить на вопрос – почему их невозможно вновь обновить покаянием.
Стихи 4-5
Как уже было отмечено, главная трудность в толковании этого отрывка связана с попыткой определить категорию лиц, которые находятся в поле зрения автора. Вторая половина 4 стиха и стих 5 как раз дают описание тех, кого невозможно обновить покаянием. Хотя эти фразы похожи на описание опыта спасенных людей, это еще вовсе не означает, что они не могут описывать тех, кто исповедал веру, но не был спасен.
Они были просвещены 
Когда глагол «просвещать» (fvtÛzv) используется в страдательном залоге, как здесь, то он, как правило, имеет значение «быть наставленным» Богом или Его Словом. Наречие «однажды» (ἅπαξ), определяющее причастие «просвещенных», хотя и подразумевает конкретный, однократный акт, сопровождавший слушание и отклик на Евангелие, вовсе не обязательно означает «возрождение». Например, выражение в 10:32 «быв просвещены» соответствует фразе в 10:26 «получив познание истины» и просто означает, что читатели были научены или наставлены в истине Божьего Слова[23].
Зададимся вопросом: кому открылся Бог? Разве язычникам? Нет, евреям. Евреи знали Бога и ожидали исполнения Его обетований. Спасенные же из язычников – это те, которые становились просвещенными только после обращения и о которых Бог говорит: «Я открылся не вопрошавшим обо Мне; Меня нашли не искавшие Меня…» (Ис. 65:1).
Они вкусили небесного дара
Помимо того, что глагол «вкушать» (geæomai) может использоваться в буквальном смысле, как как в Мф. 27:34, где Христос вкусил уксус на кресте, так и в переносном смысле, где он означает просто «испытать». Например, в Евр. 2:9, о Христе сказано, что Он вкусил смерть за каждого человека. Бесспорно, если Христос вкусил смерть, значит, Он ее испытал, что включает в себя реальный, истинный опыт.
Итак, эти люди испытали на себе этот дар. Что значит «дар небесный»? Слово «дар» обычно «используется для описания спасительной Божьей благодати, однако оно встречается в Новом Завете и в других значениях. <…> Например, о Духе Святом говорится как о даре (Деян. 2:38, 10:45), посланном с небес (1 Пет. 1:12)»[24]. Если так, то речь не идет о спасении.
Вполне возможно, что здесь говориться о даре небесном, как о благословении неба. Тогда, опять же, разве не евреи первыми вкусили дара небесного? Ведь Иисус пришел только к «погибшим овцам дома Израилева» (Мф. 15:24). Он сошел к ним с небес, а не с других мест. «Многие иудеи во время земного служения Господа испытали благословение неба, которое Он принес: исцеления и освобождения от бесов, а также пищу, которую Он чудесным образом умножил (Ин. 6)»[25]. Но испытание этого дара не было равнозначно спасению.
Они соделались причастниками Святого Духа
Несмотря на то, что применение такого эпитета – это характерный знак, что речь идет о чаде Божьем (см. Евр. 3:14), не само слово, а его контекст должен определять его конкретное значение. Термин «причастник» означает «иметь долю в чем-либо», например, в одном предприятии с другими людьми, «быть партнером, компаньоном»[26].
Учитывая контекст, эти слова являются ссылкой на участие иудеев в чудесном служении Иисуса, Который получал силу от Духа Святого. Разве не Духом Святым Иисус изгонял бесов из евреев и они становились свободными? Все они были этому свидетели и даже партнерами, когда были посланы Иисусом по двое и делали то же самое.
Они вкусили благого Божьего Слова и сил будущего века
Обычно «Слово Божье» – это божественное сказанное или записанное откровение, в частности, Евангелие[27]. А выражение «сил будущего века» чаще всего понимается как чудеса, сопровождавшие и удостоверявшие провозглашение апостолами Евангелия[28].
Как уже было сказано ранее, «вкусили» можно понимать, как «испытали» или «попробовали». Однако дегустация еды это не то же самое что плотный обед. Тот, кто только попробовал пищу, в итоге гораздо меньше переварил и усвоил ее (Ин. 6:50-56). И несмотря на то, что эти люди ощутили вкус и благоухание Божьего Слова, попробовали «сил будущего века», то есть увидели чудеса, исцеления, изгнание бесов, тем не менее, они представляют собой каменистую почву – слушателей, которые «принимают слово с радостью, но не имеют в себе корня и непостоянны; потом, когда настанет скорбь или гонение за слово, тотчас соблазняются» (Мар.4:17). Они повторяли грехи тех, кто увидел чудеса, сотворенные Моисеем и Аароном, услышал голос Божий на горе Синай, но умер в пустыне.
Итак, кто были эти люди? Автор имеет в виду евреев, которые обладали удивительными религиозными преимуществами, однако не были спасенными. Важно отметить, что автор послания нигде не говорит о том, что они были спасены или возрождены. Эти люди нигде не названы святыми, оправданными или избранными Богом – как те, за кого умер Христос. Они в большей степени похожи на Иуду Искариота, который тоже каждый день испытывал работу Святого Духа, регулярно слышал «благое слово Божье и видел «силы будущего века». Тем не менее, как Иуда не был истинным учеником Христа, так и эти «просвещённые» иудеи не были рождены свыше.
Стих 6
Содержание шестого стиха является продолжением основного предложения, которое начинается в первой половине четвертого стиха. В синодальном переводе оно звучит так: «невозможно… обновлять покаянием». Первые четыре причастия перечисляют положительные вещи, которыми обладали эти люди вначале, в то время как пятое указывает на отрицательную событие, которое произошло впоследствии. Так как причастие «отпадших» παραπεσόντας определяется одним и тем же артиклем τοὺς (в начале четвертого стиха), то его следует понимать не как условное причастие (если они отпали), а как адъективное, то есть выражающее еще одно существенное определение для всей группы[29]. Таким образом, несмотря на все религиозные преимущества, которыми обладали эти евреи, все же они отступили от Евангелия.
«Переведенное так греческое слово «отпавшие» в Новом Завете употребляется только здесь. В Септуагинте оно использовалось для перевода слов, обозначавших крайнюю неверность и отступничество (ср. Иез. 14:13; 18:24; 20:27)»[30]. То есть, в данном стихе речь идет не о частичном или «повседневном» отпадении, так как, можно сказать, сколько грехов, столько и видов отпадения. Греческое причастие, происходящее от глагола parapÛptv, является очень сильным и радикальным, даже сильнее, чем слово, используемое в Мф. 7:27, где говорится о доме, построенном на песке, что «было падение его великим». Следовательно, это не просто временная потеря интереса к Богу, или «грехи повседневной жизни». «Мы говорим о жестком противостоянии Христу и Его Евангелию, публичном бунте против христианских ценностей и решительном намерении покончить с делом Христа»[31]. Это полное отступление, полный отказ от христианства.
Таких людей невозможно снова обновить к покаянию[32]. Возникает вопрос: если эти люди были неспасенными, то значит они не пережили покаяние – тогда почему их невозможно «снова» обновить к покаянию? Утверждение «снова» теряет смысл, потому что они никогда и не имели такого опыта. Однако, важно отметить, что Писание говорит и о таком покаянии, которое не приводит к спасению[33]. «Другими словами, если существует вера, которая не спасает, значит, есть и покаяние, которое не приводит к спасению»[34]. Исходя же из учения Библии, что однажды обретенное спасение невозможно потерять и из того, что речь идет об отступниках, можно заключить, что покаяние людей, описанных в Евр. 6:6, так не привело их к спасению.
Почему же невозможно обновлять к покаянию (спасению) этих отступников? Основное предложение завершается двумя греческими причастиями: ἀνασταυροῦντας (распинают) и παραδειγματίζοντας (выставляют), которые объясняют причину, по которой невозможно восстановить отступников. Эти два глагола указывают на два аспекта одного и того же действия. Во время распятия Христос подвергся публичному поруганию. Таким образом, когда эти члены церкви вновь отвергают Христа, они снова[35] публично распинают[36] и позорят Его. И этим самым отступники навлекают на себя погибель[37].
Слово «невозможно» (Αδύνατον) не используется здесь для того, чтобы как-то ограничить Бога или описать божественное упрямство. Покаяние невозможно поскольку отступник отвергает единственное средство примирения – заместительную жертву Христа. Невероятный ужас этого отступничества в том, что эти люди вновь и вновь распинали в своих сердцах Божьего Сына. От избытка сердца их уста изрыгали: «Распни!». Их невозможно вновь обновлять покаянием, так как таковые не каются, но совершают грех к смерти, ибо для покаяния нужен Иисус, Которого они распинают и ругаются Ему.
Более того, такой грех, как и непрощаемый грех в евангелиях, неизменно вызывает ожесточение со стороны Бога. Можно сказать, что Бог более не желает производить в них обращение, так как их разум погряз в собственных воззрениях до такой степени, что их сердца не были открыты для покаяния. Отступники не желали изменяться по причине характера их греха.
Итак, подводя итог, можно сказать, что грамматика отрывка никак не опровергает, а скорее подтверждает, что отпавшие от веры люди были лицемерами, которые никогда не были истинными верующими. Они приняли Евангелие Иисуса Христа как Спасителя и принимали активное участие в жизни общины, но при этом лишь играли роль верующих, не принадлежа к ним по природе.

Что говорит контекст?

Толкование любого текста будет неполным и даже ущербным, если он будет рассматриваться вне его контекста. Контекст, подобно ярким маякам на аэродроме, определяющим границы взлётно-посадочной полосы, устанавливает грамматические и богословские границы, которые необходимы для верного понимания текста. Поэтому в этом разделе мы сначала посмотрим на ближайший контекст Евр. 6:4-6, затем рассмотрим значение текста в свете всего послания и, в заключении, кратко проанализируем полученное толкование в свете всего учения Библии.
Контекст главы
Особо важную роль в изучении ближайшего контекста Евр. 6:4-6 играет понимание последующей притчи в 7-8 ст., а также ст. 9-12, в которых автор заверяет своих читателей в том, что они спасены.
Иллюстрация из области земледелия в 7-8 ст. говорит о том, что «земля, пившая многократно сходящий на нее дождь и произращающая злак, полезный тем, для которых и возделывается, получает благословение от Бога; а производящая терния и волчцы негодна и близка к проклятию, которого конец – сожжение». (Евр.6:7,8).
Этот пример усиливает и уточняет предупреждение в ст. 4–6. Одна и та же почва, которая многократно пила дождь дает два вида плодов: хороший злак и сорняки. В зависимости от типа растений земля получает либо благословение, либо проклятие – это участь тех кто сохранил веру и тех, кто отпал. Опять же, автор не говорит о том, как спастись, а о том, как можно узнать есть ли у человека спасительная вера или нет – по плодам их. «Люди, получившие Божьи дары, перечисленные в ст. 4–5, приносят плод, показывая тем самым истинность своей веры. Этих людей Бог благословляет. Люди, которым были даны те же дары, но которые не проходят испытания веры и отступают от нее, подвергаются Божьему осуждению и проклятию»[38].
В стихах 9-12 автор послания переходит от предупреждений к ободрению. Он называет читателей «возлюбленными» и выражает уверенность в их спасении: «впрочем о вас, возлюбленные, мы надеемся, что вы в лучшем [состоянии] и держитесь спасения, хотя и говорим так» (Евр.6:9)
Важно отметить, что в начале 9 стиха, автор переходит от третьего лица ко второму: «впрочем о вас, возлюбленные». Подобный прием автор использует в десятой главе, где он сначала в третьем лице говорит о лжехристианах, которые сознательно ведут греховный образ жизни (Евр. 10:26-27), но потом в 39 стихе использует первое лицо множественного числа: «мы же не люди отступления к погибели, но люди веры к приобретению души» (Евр. 10:39). Таким образом, говоря об отступниках в 4-5 стихах, автор намеренно не обращается напрямую к читателям по той причине, что он уверен в их лучшем состоянии (ст. 9).
Что же значит «в лучшем состоянии? Речь идет о спасении – «лучшем состоянии относительно спасения». Основание такой уверенности – свидетельство об их спасении в добрых делах, которые они совершали и продолжают совершать (ст. 10).
«Хотя мы так и говорим» – эти слова подчеркивают контраст между отступниками, которые описаны в 4-5 стихах и уверенностью в спасении читателей послания в 9-12 стихах. «Этот стих можно перефразировать так: «Мы уверены, что вы спасены, хотя и говорим о божественном наказании и осуждении, а не о спасении»[39].
Хорошо, если автор уверен в отношении спасения читателей, зачем тогда нужно это строгое предупреждение? Дело в том, что как пастырь Божьего стада, автор хочет, чтобы все его читатели были спасены – поэтому, в свете данного предупреждения, он призывает их внимательно исследовать свои сердца (см. 4:12). Более того, он знает, что благодаря этим строгим словам Бог удержит своих детей в вере.
Таким образом, стихи 9-12 также подтверждают наше толкование. Если бы в 4-5 стихах речь шла о спасенных людях, тогда становится совсем непонятным уверенность автора в том, что его читатели находятся в лучшем состоянии, чем отступники (то есть, что они спасены).
Контекст послания
С какой целью написано послание к Евреям? Его основная цель заключается в том, чтобы «вдохновить христиан-евреев стойко пребывать в своей вере, несмотря на жестокое преследование»[40]. Очень важную роль для достижения этой цели, помимо того, что автор показывает превосходство Христа и напоминает им о Божьей верности, играют пять предостережений от отпадения в иудаизм: 2:1-4; 3:7-4:13; 5:11-6:12; 10:19-39; 12:14-13:25. Все эти предупреждения «относятся к самообману, а не к потере спасения»[41]. Например, в Евр. 3:14 сказано: «Ибо мы сделались причастниками Христу, если только начатую жизнь твердо сохраним до конца». Этот текст не говорит о том, что можно потерять спасение (как кажется на первый взгляд). Условное предложение означает, что если человек не сохранит веру (отпадет), то это будет означать, что он никогда и не был причастником Христа. Но его твердая вера, наоборот подтвердит его родство со Христом. Четыре других предупреждения носят такой же характер.
Также крайне важно обратить внимание на слова автора в Евр. 12:2: «Взирая на начальника и совершителя веры Иисуса, Который, вместо предлежавшей Ему радости, претерпел крест, пренебрегши посрамление, и воссел одесную престола Божия».
Это удивительный текст, который говорит о том, что Иисус является «начинателем» и «совершителем» нашей веры. Однажды Он начал наше спасение, как говорит об этом Павел: «…что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа» (Фил.1:6). И Он же его завершит, как Сам и сказал: «Воля же пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все то воскресить в последний день» (Иоан.6:39).
Итак, автор Послания к Евреям утверждает, что Иисус – Добрый Пастырь, который никогда не потеряет ни одной овцы. Спасение в Его крепких руках! Эта истина также согласуется с тем, что Евр. 6:4-6 не учит, что рожденный свыше христианин может потерять спасение.
Контекст Писания
Важно помнить, что, как экзегеты, пасторы и проповедники, мы призваны крепко держаться за безошибочную гармонию и целостность истины Божьей. Если одно из самых главных правил герменевтики гласит: «контекст, контекст и еще раз контекст», то другое незыблемое правило толкования – это принцип «аналогии веры»: «Писание толкует Писание!»[42]. Этот принцип заключается в том, что отдельные отрывки всегда следует толковать в свете того, что говорится в других местах Библии. Библия едина во всем своем учении, а значит ни одна ее часть не должна толковаться так, чтобы она входила в противоречие с тем, что говорится в другом месте. Это не значит, что мы корректируем значение текста в соответствии со своей богословской системой, наоборот, мы всего лишь хотим правильно понять автора. Если результат исследования противоречит учению всей Библии – это сигнал к тому, что полученное толкование ошибочно. Поэтому необходимо вернуться и все тщательно проверить. Как только текст будет истолкован верно, все должно гармонично стать на свои места.
Говоря применительно к данному исследованию, если кажется, что Евр. 6:4-6 учит тому, что рожденный свыше христианин может потерять спасение, то необходимо подвергнуть тщательной проверке такое толкование, так как вся Библия учит обратному. Например, если Господь утверждал, что Его овцы «не погибнут вовек» (Ин. 10:28), то, конечно и Евр. 6 не будет учить, что некоторые из них все же погибнут. Если через апостола Павла Святой Дух уверяет нас, что ничто не может отлучить детей от любви их Отца (Рим. 8:35-39), то, без сомнения, данный отрывок не будет противоречить. В Библии много и других чудесных обетований, которые говорят о Божьей охране.
В свете выше сказанного, можно заключить, что принцип аналогии веры также подтверждает верность четвертой интерпретации – в данном предупреждении речь идет о мнимых (неспасенных) христианах-евреях, которые испытали в своей жизни много небесных благословений, возможно заинтересовались христианством, и даже объявили о своей принадлежности церкви, но потом отпали – вернулись в иудаизм и отказались от Христа. Их невозможно обновлять к покаянию, потому что они отвергают свой единственный шанс на спасение и, тем самым, навлекли на себя вечную погибель.

Заключение

Как этот текст относится к современной церкви? Да также, как и к ранней. Сегодня не так важна сама дискуссия о значении этих стихов сколько само предупреждение против отступничества. Не споры должны быть сегодня приоритетом для церкви, но верность святых.
Этот текст напоминает нам, что каждый человек, который в какой-либо форме отвергает исключительность и достаточность жертвы Христа в деле спасения, фактически говорит: «Да он мне не нужен, уберите его от меня», что однозначно заявлению – «Распни!». Однако, те, кто отвергает Христа, не будут сохранены. Христос умер однажды для всех – всех, кто верит.
Опасность реальна. Предупреждение должно быть принято всерьез! Пример отпавших лжехристиан должен быть всегда у нас перед глазами, так как обладание какими-то ни было религиозными преимуществами само по себе еще не является гарантией спасения. Можно много лет быть верующим, вырасти в христианской семье, принять крещение, посещать церковь и даже исповедовать веру в Христа, но при этом не быть спасенным. Можно убедить и себя и других в своей принадлежности к Христу, можно быть причастником многих духовных благословений, но в итоге… отпасть.
Поэтому, Бог призывает сегодня каждого, кто называет себя христианином, в свете Слова Божьего (Евр. 4:10-12), внимательно исследовать свое сердце – не закралось ли там неверие? Не живет ли там сомнение? «Испытывайте самих себя, в вере ли вы; самих себя исследывайте…» (2Кор.13:5).
Испытывайте… и будьте верны!

1 Перевод автора.
2 Раннехристианская еретическая секта. Зародилась в 250 г., в период гонений Домициана внутри христианской церкви под влиянием римского священника Новатиана. В основе вероучения секты – идея о том, что церковь не может дать прощение предателям христианской веры, которые под страхом гонений принесли жертвы языческим богам. В период Реформации идеи новатиан использовались против папства в борьбе с индульгенциями и поборами.
3 В качестве объяснения сторонники этой точки зрения обычно говорят, что отступничество, подобно хуле на Святого Духа (ср. Мф. 12:31–32; Мр. 3:28–30; Лк. 12:10), есть непростительный грех (например, Lenski, Hebrews, pp. 180–181). Другие возражают, говоря, что те, кто отпал, могут быть восстановлены, если прекратят бунтовать и станут искать прощения Божьего (см. Moffatt, Hebrews, p. 79; and Attridge, Hebrews, pp. 166–172).
4 Например, Homer A. Kent, The Epistle to the Hebrews. Grand Rapids: Baker, 1972. С. 111–114; Комптон, Брюс. Верность и отступничество: переосмысление Евреям 6:4-6. Режим доступа: http://www.propovedi.ru/resource/persevering-and-falling-away/ (25.08.2013).
5 James Moffatt, A Critical and Exegetical Commentary on the Epistle to the Hebrews. Interna-tional Critical Commentary. Edinburgh: T. and T. Clark, 1924. С. 76–82; R. C. H. Lenski, The Interpretation of the Epistle to the Hebrews and The Epistle of James. Minneapolis: Augsburg, 1966. С. 180–181.
6 Фраза «вкусившие небесного дара» часто понимается как метафора обретения спасения. См. Theological Dictionary of the New Testament, s.v. “γεύομαι,” by J. Behm, 1:676– 677 [далее TDNT].
7 В качестве объяснения сторонники этой точки зрения обычно говорят, что под отступничеством здесь необходимо понимать хулу на Святого Духа (ср. Мф. 12:31–32; Мр. 3:28–30; Лк. 12:10), что есть непростительный грех. Другие утверждают, что те, кто отпал, могут быть восстановлены в том случае, если прекратят бунтовать и станут искать Божьего прощения.
8 Вот некоторые из этих текстов: Ин. 5:24; 6:37; 10:28–30; Рим. 8:1, 28–30; Еф. 4:30; Флп. 1:6. Хотя спасению христианина могут угрожать и угрожают различные опасности, они не могут лишить верующего спасения. Верность Бога и Его любовь делают победу неизбежной.
9 Автор намеренно берет слово «потерять» в скобки, так как природа спасения заключается в том, что Бог возрождает душу человека изнутри. Это процесс, который затрагивает сердце. Спасение – это не билет на самолет, который можно потерять и потом вновь найти.
10 Учение о стойкости святых изложено в Библии настолько решительно, ясно и объемно, что, в ходе дальнейшего изучения текста эта истина будет учитываться автором априори.
11 Zane C. Hodges, «Hebrews», in The Bible Knowledge Commentary, 2 vols., ed. John F. Walvoord and Roy B. Zuck. Wheaton, IL: Victor Books, 1983. С. 794–796.
12 Уоррен Уирсби. Будь уверенным! В помощь изучающим Библию / Пер. с англ. Киев: ИРХЛ. Б.г. С. 53.
13 Scot McKnight, The Warning Passages of Hebrews: A Formal Analysis and Theological Conclusions. Trinity Journal 13 (Spring 1992). С. 23.
14 Реймонд Браун. Послание к Евреям. Библия говорит сегодня. СПб.: Мирт, 2002. С. 106.
15 Брюс Комптон. Верность и отступничество: переосмысление Евреям 6:4-6. Режим доступа: http://www.propovedi.ru/resource/persevering-and-falling-away/ (25.08.2013).
16 Там же.
17 В заключительной части мы видим среди других предупреждений, что «Бог будет судить народ Свой», что «страшно впасть в руки Бога живого!» (10:30-31) и, что «Бог – огонь поядающий» (10:27).
18 Тимофей Келли. Союз мира. Божий бальзам для врачевания разделений / Пер. с англ. Киев: Благодать, 2009. С. 303.
19 Реймонд Браун. Послание к Евреям // Библия говорит сегодня / Под ред. Дж. А. Мотиер, Дж. Р. У. Стотт; Пер. с англ. СПб: Мирт, 2002. С. 107.
20 Тот факт, что автор послания не говорит о прекращении жертвоприношений в храме (а он непременно сообщил бы об этом факте), позволяет датировать послание временем до 70 г. н. э.
21 Крейг Кинер, Новый Завет. Культурно-исторический контекст. Режим доступа: http://www.reformed.org.ua/2/418/Keener (26.08.2013).
22 Джон Мак-Артур. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура / Под ред. С. Омельченко; Пер. с англ. Б.м.: SGA, 2005. С. 1948.
23 Брюс Комптон. Верность и отступничество: переосмысление Евреям 6:4-6. Режим доступа: http://www.propovedi.ru/resource/persevering-and-falling-away/ (25.08.2013).
24 Там же.
25 Джон Мак-Артур. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура / Под ред. С. Омельченко; Пер. с англ. Б.м.: SGA, 2005. С. 1958.
26 TDNT, s.v. “μετὄχος,” by H. Hanse, 2:830–832.
27 TDNT,s.v. “λέγω,” by G. Kittel, 4:113–119.
28 TDNT, s.v. “δύναμαι,” by W. Grundmann, 2:310–315.
29 Уоллас, Даниел Б. Углубленный курс грамматики греческого языка. Экзегетический синтаксис Нового Завета / Пер. с англ. Новосибирск: НББС, 2010. С. 650.
30 Джон Мак-Артур. Учебная Библия с комментариями Джона Мак-Артура / Под ред. С. Омельченко; Пер. с англ. Б.м.: SGA, 2005. С. 1958.
31 Реймонд Браун. Послание к Евреям // Библия говорит сегодня / Под ред. Дж. А. Мотиер, Дж. Р. У. Стотт; Пер. с англ. СПб: Мирт, 2002. С. 107.
32 В синодальном переводе пропал предлог εἰς (с в.п. в знач.: направления в , местонахождения, момента вр., предела: в, на, к). Покаяние нужно понимать не как инструмент (покаянием), а как цель (к покаянию).
33 Это следует из Деян. 11:18 и 2 Кор. 7:10, где описано покаяние, которое не приводит к спасению.
34 Именно таким образом раскаялись Исав (Евр. 12:17) и Иуда (Мф. 27:3). Комптон, Брюс. Верность и отступничество: переосмысление Евреям 6:4-6. Режим доступа: http://www.propovedi.ru/resource/persevering-and-falling-away/ (25.08.2013).
35 Автор Послания к Евреям не использует простой глагол «распинают» как он использован в других стихах Нового Завета. Он использует сложное слово ἀνασταυροῦντας, которое буквально означает «распинать снова». Ранняя церковь понимала этот фразовый глагол как «распинать снова» или «распинать второй раз». По этой причине мы должны вкладывать в него такой же смысл.
36 Это необходимо понимать метафорически.
37 Местоимение ἑαυτοῖς употреблено в дательном падеже интереса и описывает категорию ущерба. Буквально эти люди «снова распинают для себя Сына Божия», то есть на сою погибель, потому что не остается более жертвы за грех.
38 Брюс Комптон. Верность и отступничество: переосмысление Евреям 6:4-6. Режим доступа: http://www.propovedi.ru/resource/persevering-and-falling-away/ (25.08.2013).
39 Там же.
40 Тимофей Келли. Союз мира. Божий бальзам для врачевания разделений / Пер. с англ. Киев: Благодать, 2009. С. 290.
41 Там же, С. 297.
42 лат. Sacra Scriptura sui interpres – «Писание толкует само себя».

Скачать .pdf

Оставить комментарий