1

Совершают ли добрые дела неверующие люди?
Автор: Александр Борисов

Совершают ли добрые дела люди, которые не верят в Бога? Сегодня многие люди в мире ответят утвердительно: «Да! Ведь не важно, верит в Бога человек или нет. Плохих людей не существует, есть только те, кто себя считает таковым!» И даже если люди более реалистично смотрят на мир, признавая существование «плохих» людей[1], ответ на этот вопрос кажется достаточно простым: «Конечно, совершают!»
Действительно, очень легко привести в пример какую-нибудь личность из истории или вспомнить героя, который пожертвовал своей жизнью ради блага других людей. Например, в истории России в свое время были очень распространены меценатство и благотворительность, когда люди на безвозмездной основе оказывали материальную помощь для развития науки, искусства и вообще тем, кто в этом нуждался. Да и вообще, разве люди, будучи неверующими, не помогают перенести тяжести старушкам, не утешают плачущего ребёнка, не берут домой выпавшего из гнезда птенчика и т.д. и т.п.?
И все бы ничего, если бы не Библия, которая очень прямо и категорично говорит: «Все совратились с пути, до одного негодны; нет делающего добро, нет ни одного» (Рим. 3:12). Конечно, эти слова не могут не войти в сильное противоречие с тем, что было изложено в самом начале, то есть с  наблюдениями, взятыми из жизни. По крайней мере, та категоричность, с которой Писание отрицает доброе начало в человеке, не может не насторожить нас. Как же соотнести утверждение апостола Павла «нет делающего добро, нет ни одного» с хорошими поступками неверующих людей?
Важно заметить, что это не просто теоретический вопрос. Так уж сложилось, что христианство в России (и не только) сегодня нередко преподносится, всего лишь как религия «добрых дел», где главной действующей силой служит добровольное подвижничество отдельных людей, а не личность Бога и Его благодать, явленная во Христе. При этом игнорируется или приуменьшается проблема греховности человека настолько, что спасение рассматривается всего лишь как приз за добрые заслуги перед небесами. При чем, не так важны качество и содержание веры человека, сколько его дела.   По сути, человек может быть неверующим, но обладая какими-то моральными ценностями «целить» в небеса.
Более того, если неверующие люди способны совершать добрые дела, которые дают им право на Божью благодать, то рушится все учение Библии о невозможности достижения человеком спасения путем своих собственных заслуг. Поэтому важно приложить все старание для разработки ответа на предложенный вопрос.
На основании Библии, можно сделать следующее утверждение: хотя неверующие люди способны совершать нравственные поступки, тем не менее, в Божьих глазах их дела не являются истинным добром и не могут угодить Ему. Это верно в силу ряда причин. Во-первых, будет рассмотрено библейское учение о греховности человека; во-вторых, то, какие критерии предъявляет Бог к добрым делам; и, в-третьих, будет предложен вывод и его практическое значение для жизни.

I. ВЗГЛЯД НА ПРИРОДУ ЧЕЛОВЕКА

Как уже отмечалось в самом начале, сегодня, похоже, многие люди верят в то, что человек сам по себе добр.
Один американец, побывавший заложником в Ираке и на себе испытавший злодеяния Саддама Хусейна, заметил: «Несмотря на все, что мне пришлось пережить, я все-таки не потерял веры в изначальную добродетель человеческую»[2].
Однако верит ли Бог в «изначальную добродетель человеческую»? Давайте более внимательно посмотрим на то, что Слово Божье имеет в виду, утверждая: «нет делающего добро; нет ни одного».
В Рим 3:10-18 апостол Павел цитирует Ветхий Завет («нанизывание» текстов или «жемчужная нить»[3]) для того, чтобы показать всеобщую власть греха, опутывающего человечество. Он приводит «…семь цитат из Ветхого Завета. Одна – из Екклесиаста, пять – из Псалтыри и одна – из Книги Пророка Исаии»[4]. В 10 и 11 стихах Павел говорит об универсальном характере греха – он поразил все общество людей. Далее, Павел подчеркивает всепроникающий характер греха. Цитируя 13 и 52 псалом, в 13-18 стихах намеренно упоминаются все части тела: гортань, язык, губы, уста, ноги и глаза. «Эти члены нашего тела были сотворены и дарованы нам для того, чтобы с их помощью мы служили людям и славили Бога[5]. Вместо этого они используются во вред людям и участвуют в бунте против Бога». Другими словами, греховная зараза пронизывает каждую область человеческой личности – наш ум, эмоции, совесть и волю.
Сегодня нередко бытует представление, что этот текст не следует понимать слишком буквально. Другими словами, люди в общем смысле не делают добрые дела, а не вообще. Сужая применение этого отрывка, например Прохоров, утверждает что:
«…[Павел] подчеркивает и красочно иллюстрирует свою мысль…, что иудеи в действительности ничем не лучше язычников. <…> Следует ли отсюда, что описание данной категории людей… нужно обязательно переносить на все человечество в целом? Разумеется, в каком-то смысле все люди таковы, поскольку грешны, и все же упоминание ряда деталей, таких как, скажем, «нет делающего добро»… явно не могут иметь универсальный характер»[6].
Прохоров, считает, что само утверждение «нет делающего добро» не может относиться ко всем людям, так как это было бы неправдой. Однако, в послании к Римлянам Павел постоянно делает акцент на общей виновности всего рода человеческого, как иудеев, так и язычников. Если иудеи не лучше язычников, а язычники виновны перед Богом не меньше иудеев (см. Рим. 1-2), то значит, что все человечество не праведно и не годно перед Богом: «потому что все согрешили и лишены славы Божией» (Рим.3:23; см. Рим. 5:12).
Еще одна очень древняя попытка смягчить вызывающую категоричность Павла принадлежит перу Пелагия, который считал, что человек приходит в этот мир нейтральным и собственным усилием воли выбирает быть ему грешным или святым. Отрицая универсальный характер утверждения «нет праведного ни одного», Пелагий отсылает нас к последнему времени. Он говорит, что псалом, из которого взята эта цитата «…относится к приходу Христа, когда, как я думаю, не найдется не единого праведника»[7].
Однако не совсем понятно, в каких словах Пелагий разглядел указание на будущее время, так как Павел нигде не говорит, что не будет праведного ни одного или не будет делающего добро и т.д.  Как Павел, так и автор цитируемого Псалма, Давид, во всех своих утверждениях констатируют свершившийся факт: «(Все) до одного (есть) негодны». Греческое слово «негодны» (эхреотесан), «в одном из своих употреблений означает прокисшее молоко. Человеческая природа без Христа – испорчена и ни к чему не пригодна»[8].
Говоря об идеи существования добрых людей в независимости от их отношений с Богом, следует отметить, что она основана на вере в обладание человеком свободной воли, при помощи которой, он сам способен развивать в себе добродетель. Хотя, в рамках данного исследования нет возможности глубоко исследовать понятие свободной воли, Библия ясно учит тому, что воля человека находится в рабстве греха (Ин. 8:34), которое имеет тотальную власть над всеми желаниями и устремлениями человека. Поэтому нравственный выбор неверующих людей по определению существует всегда только в одной плоскости, а именно греховной.
Но можно возразить: «Человек несет в себе образ Божий, а раз Бог есть любовь и все доброе, то и человек несет в себе добрую природу… просто ей нужно помочь раскрыться…».  Действительно, у людей в Едемском саду была свобода нравственного выбора, но нужно понимать, что человек после грехопадения, это не тот человек, который был создан изначально. Хотя грех и не уничтожил образ Божий в человеке, но он исказил его до неузнаваемости. Поэтому теперь человек является носителем не только образа Божьего, но и образа Адама (Быт. 5:3), которого Библия называет «ветхим человеком» (Еф. 4:22). И дело вовсе не в том, что Бог смотрит на человека, как на сгорбленного и слабого старца, но в том, что «как в старости цветущее очарование красоты уходит, так и первородный грех… уносит нашу красоту и делает нас уродливыми в Божьих глазах»[9].
Хорошо, пусть человек приходит в этот мир греховным, но неужели настолько, что в нем совсем нет ничего доброго? А как объяснить влияние учения Иисуса Христа, которое буквально преобразило все общество? Например, стоит вспомнить университеты, которые были учреждены христианами, больницы, образование народа и всеобщая грамотность, гражданские права и свободы, отмена рабства в древности и в новое время, эмансипация женщин, благотворительность и милосердие, высокая ценность человеческой жизни, расцвет искусства, создание письменности и множества языков мира и т.д.»[10]. Всему этому и многому другому человечество обязано Иисусу Христу.
Это верное наблюдение, но у него есть два толкования: (1) человек сам по себе хорош, в его сердце существует «островок праведности» и учение Христа просто способствует высвобождению этой «скромной» добродетели; (2) это не что иное, как свидетельство общей благодати, которая изливается также через учение Христа и таким образом, сдерживает зло в сердцах людей. Согласно Библии[11] верным представляется именно второе утверждение. К тому же, если внимательно рассмотреть все деяния людей, мы должны отметить не только нравственный прогресс общества, но и его полную деградацию.  Разве не «безумием является вера во врожденную доброту людей после Освенцима, ГУЛАГа и прочих ужасов XX века; она безрассудна, как и любое другое фанатичное верование…»[12].
Это же касается и отношения родителей к детям. Почему сегодня одна мать заботится о своих детях, давая им самое лучшее, а другая идет и выкидывает ребенка в мусорный контейнер, оставляя его замерзнуть на морозе? Дело в том, что с одной стороны, Бог вложил в сердца родителей естественную наклонность оберегать своих детей и обеспечивать их всем необходимым, а с другой человек греховен и дела его злы (Иоан.3:19). Об этом говорит Иисус: «Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим…» (Лук.11:13). Почему человек умеет давать благие даяния? Потому что он добрый? Нет.  Как может показаться, Христос здесь не отрицает полную испорченность человека, а утверждает это, говоря «…вы, будучи злы». Но даже тот, кто мало сознает свой родительский долг, делает добро своим детям, так сказать, по инстинкту. И этот инстинкт является благим даром Небесного Отца: «Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный нисходит свыше, от Отца светов…» (Иак.1:17).  Таким образом, все то доброе, что мы видим в людях – это действие Божьей благодати, которая в той или иной степени постоянно сдерживает практическое проявление зла в обществе.
Это обстоятельство свидетельствует о том, что полная испорченность человеческого сердца не означает, что каждый человек фактически достиг дна тотального падения, но как выразил это Джеймс Пакер, «с одной стороны, «никто не падает так низко, как мог бы», а с другой стороны, «никто не поступает так хорошо, как следовало бы»[13]. То есть, полная порочность это не практический грех, но греховный потенциал внутри человека[14].
Таким образом, если мы подходим к Писанию без попыток оставить честность за «углом дружелюбности», то обязательно в смирении признаем, что никто сам не ищет Бога, никто сам не может делать добро, никто сам не может стать праведником – нет ни одного человека, который мог бы обойтись без суверенной благодати. Иначе, как может вырасти добрый плод на худом дереве?
Библейский взгляд на природу человека заключается в том, что грех не просто охватил какую-то определенную часть человеческого естества, а всю его внутреннюю сущность – «наш интеллект, наши эмоции и устремления, наше сердце (как центр наших устремлений и принятия решений), наши цели и мотивы и даже наши физические тела»[15]. Вот почему Павел говорит: «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе» (Рим.7:18).
Итак, зная правду о человеке, перед нами стеной встает вопрос: «Если дела у человека так плохи, как об этом говорит Библия, то почему все-таки неверующие люди совершают нравственные поступки? Как это объяснить?» Для этого необходимо изучить природу добрых дел.

II. ВЕРНЫЙ КРИТЕРИЙ ДЛЯ ДОБРЫХ ДЕЛ

Дело в том, что непонимания в сфере нравственных возможностей человека часто возникают из-за разного смысла, который люди вкладывают в понятие добра. Поэтому следует четко определить, что Библия имеет в виду, когда говорит о добрых делах. Писание дает нам несколько критериев, которыми Бог измеряет поступки человека[16].

Истинный стандарт

Во-первых, для того чтобы доброе дело было угодным Богу, оно должно быть основано на верном стандарте. Другими словами, на каком основании совершается тот или иной поступок?
Когда люди видят чьи-то добрые дела, они склонны рассматривать их субъект, как источник добра. Например: «это добрый человек, потому что он делает много хорошего в своей жизни». С такой же посылкой ко Христу обратился один юноша: «…Учитель благий!» (Мф. 19:16). Этот молодой человек видел во Христе доброго и успешного раввина. Однако Иисус возразил ему: «…что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог…» (Мф. 19:17). Этим самым Христос дает понять этому юноше, что единственный источник и стандарт добра принадлежит одному Богу.
Во всей вселенной существует только один Законодатель и Судья (Иак.4:12), Который является мерилом нравственности. Бог решает, что правильно и неправильно, что хорошо и что плохо, что есть добро, а что есть зло. Не существует отдельного стандарта благости, который можно было бы применить к Богу и измерять им Его. У Бога есть Своя, единственно верная система знаний (ценностей).
До грехопадения, когда человек жил с Богом, он пользовался Божьей системой стандартов и сам был частью этой системы. Изначально человек не был создан со способностью генерировать добро из себя самого. Вместо этого он «отражал» благость Своего Творца и являл ее остальному творению. То есть Бог был для него единственным критерием добра.
Прямой результат грехопадения заключается в том, что человек стал в положение «независимого» субъекта, построил свою собственную систему координат и теперь по ней пытается строить свою жизнь. Произошло то, что «рекламировал» сатана: «…и вы будете, как боги, знающие добро и зло» (Быт. 3:5). Теперь люди сами стали определять, что хорошо и что плохо. Выйдя из сферы Божьего влияния, человек лишился главного – точки отсчёта для верной оценки реальности. Оставшись без Бога человек, потерял верные абсолютные идеалы истины и добра, заменив их своими собственными ценностями и идеалами, берущими своё начало вне Бога и поэтому поражёнными смертью и разрушением в самой своей сути.
Это очень хорошо видно в поведении Евы. При искушении она столкнулась с двумя противоречивыми утверждениями, одно из которых, исходило от Бога, другое от дьявола. Вместо того, чтобы стать на сторону Бога и довериться Его Слову, Ева поставила себя в позицию бога и решила что запретный плод не такой уж и запретный. В ее глазах он, вдруг, стал очень сладок: «и увидела жена…» (Быт. 3:6).
Также как и Ева сегодня люди постоянно сталкиваются с противоречивыми утверждениями. Бог говорит, что упиваться вином плохо, человек говорит, что это хорошо, иначе как выжить в этом сером мире? Бог говорит, что наркотики плохо, человек – хорошо, ибо приятно! Божья система нравственности гласит, что нельзя спать с кем попало, мирская – можно, иначе личность не раскроется и т.д. Все это говорит о том, что в вопросах нравственности человек исходит из своей системы ценностей, то есть смотрит иначе, чем Бог.
Причина, по которой нам кажется, что неверующие люди способны творить добро заключается в том, что в человеческой системе стандартов есть «блоки», которые он взял и скопировал из Божьей системы стандартов. Человек может скопировать у Бога даже 80% Его ценностей и более (например, признавать Библию за не иссекаемый источник морали и применять что-то в жизни) и потом «заявлять» людям о своей благости[17]. Но несмотря на это система ценностей человека изуверски искажена грехом – вот почему люди не способны различать, что добро и что зло, разве что на самом примитивном уровне.
Таким образом, даже самый отчаянный альтруист, если он не преклонился перед Богом (не принял Его систему стандартов), посягает на роль законодателя и судьи, которым является только Бог. И даже, если неверующий человек делает дела, которые согласуются с Божьей волей, открытой в Писании, проблема в том, что он их совершает, не потому что Бог сказал, что это добро и его нужно творить (Ик. 4:17), а потому что сам считает это добром. Вопрос даже не в том, что у человека есть «гнилой» блок ценностей, который нужно заменить. Это не поможет[18]. Единственное решение этой проблемы – вернуться к Богу (покаяться) и воспринять Его систему ценностей[19].

Истинный мотив

Во-вторых, помимо того, что добрые дела человека должны быть основаны на верном стандарте, они также должны иметь правильные мотивы. Другими словами, что заставляет человека совершать тот или иной поступок?
Говоря о «добрых» делах неверующих людей, нужно понимать, что человек смотрит на вещи в очень узкой перспективе. Он не может смотреть на сердце так, как смотрит Бог, и видеть сокровенные мотивы тех или иных действий человека. Но учитывая полную порочность, можно совершенно точно сказать, что люди руководствуются нечистыми мотивами в совершении добрых дел.
Если попытаться классифицировать мотивацию грешного человека, то можно выделить несколько этических моделей поведения. Например, часто люди руководствуются мотивами гедонизма (c лат. hedone – «наслаждение», «удовольствие»). Согласно этой модели поведения на первый план выходят личные интересы и счастье человека. Главная цель – это собственное удовольствие человека. Другими словами добродетель является средством, необходимым для достижения счастья[20].
Также, часто люди руководствуются мотивами долга. Это означает, что у человека есть определенное чувство долга, и это чувство, в итоге обязывает его совершать нравственные поступки (например, патриотизм, родительский или семейный долг).
Наконец, люди могут руководствоваться мотивами самовыражения. Идея очень проста, но до боли эгоистична: «…если бы все люди получили возможность проявить свою сущность, счастье на земле умножилось бы и идеальное общество было бы близко»[21].
Таким образом, кто-то делает добро с определенным расчетом, что ему потом воздастся во много раз больше, кто-то движется чувством долга, кто-то просто работает над своим имиджем «щедрого даятеля», утверждая самого себя. Кто-то «скрипя сердцем, отрывает кусок от себя», ибо, что о нем подумают другие, а кто-то делает добро назло кому-то и т.д. Верным же мотивом для совершения благих поступков должна быть любовь от чистого сердца (1Кор. 13:1-3) и желание угождать Богу (Гал. 1:10; 1 Фесс 4:1).
Итак, хотя  неверующие люди и «стараются совершать добрые дела… общий итог их жизни в глазах Бога состоит лишь из одних грехов (Рим. 3:10,12; ср. 14:23). Поскольку угодное Богу поведение предполагает наличие правильных мотивов для совершения действия… то у неспасенных нет ни воли, ни способности, чтобы поступать праведно перед Богом»[22].

Истинная цель 

Наконец, для какой цели совершается тот или иной поступок? Всякое дело должно иметь верную цель. Писание учит нас, что «нет человека праведного на земле, который делал бы добро и не грешил бы» (Еккл. 7:20). То есть, «даже в тех действиях грешников, которые содержат в себе нечто доброе, кроется фундаментальная ошибка в принципе и в цели их»[23].
Когда Бог призывает человека из тьмы в чудный Свой свет, Он милостиво открывает ему истинный смысл жизни. Оказывается, что Бог создал его для Своей славы (Ис.43:7). Теперь, человек должен «…проводить добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения» (1 Пет. 2:12). Смысл жизни в том, что все, что совершает человек в мыслях или в делах должно вести к прославлению Бога: «… едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1Кор.10:31). Таким образом, абсолютно все дела, которые не ведут к прославлению Бога, являются грехом и неугодны Ему.

II. ВЫВОД И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ

Итак, мы выяснили, что всякое дело может считаться добрым только в том случае, если оно основано на верном стандарте (Божья воля), движимо верными мотивами (любовь к Богу и ближним) и направлено на достижение верной цели (Божья слава). Однако, учитывая всю серьезность состояния человека и его полное падение, следует признать, что истинное добро не под силу неверующему человеку (Иер. 13:23).
Как же решить эту проблему? Может быть, нужно больше говорить о Божественной морали? Однако, если дать людям одно золотое правило (Мф. 7:12) убрав из проповеди крест, решит ли это проблемы общества? Даст ли это человеку мир с Богом и способность творить истинное добро, угодное Ему? Нет. Люди будут использовать золотое правило по своему и даже назло другим[24] (опять же из-за разности стандартов).
Эриксон поясняет:
«…Проблема здесь связана не с самим правилом, а с пониманием его цели. Как и вся Нагорная проповедь, «золотое правило» было обращено не ко всему миру. Иисус предназначал его ученикам, гражданам Божьего царства… Это люди, претерпевшие нравственное и духовное преобразование. Когда они относятся к ближним так, как хотят, чтобы относились к ним, они совершают правильные и справедливые вещи, ибо таких же высоких и чистых вещей хотят для себя»[25].
Именно поэтому, в своем призыве творить добро, Писание нигде не обращается к неверующим, то есть в отрыве от веры во Христа. Этот призыв направлен только к тем, кто пережил на себе спасающее действие Божьей благодати: «Ибо мы – Его творение, созданы во Христе Иисусе на добрые дела, которые Бог предназначил нам исполнять» (Еф. 2:10). Сердце верующего человека – это новое сердце (Иез. 36:26), ему дан новый ум – ум Христов (Рим. 7:25; 8:26; 1 Кор. 2:16).
Все что человек делает доброе, он просто как ветвь пропускает через себя. Для того, чтобы ветвь принесла добрый плод, она должна пребывать на Лозе и пропускать через себя ее сок[26] (Иоан. 15:4-5). Когда-то Августин говорил: «…добрые дела совершаются человеком, а вера действует в человеке, и без этой веры эти дела никаким человеком не могут совершаться. Ибо все, что не по вере, – грех»[27] .
Истинное добро получает способность делать только возрожденный христианин, и это целиком не его заслуга, так как благость является плодом Святого Духа в человеке (Гал. 5:22). Добро производит Бог и Он же даёт человеку желание на его совершение: «потому что Бог производит в вас и хотение и действие по Своему благоволению» (Фил. 2:13). Очень верно сказал Бернар, что: «просто желание – от человека, желание зла – от испорченной природы, желание добра – от благодати»[28]. Поэтому, следует различать истинное добро, которое производит в человеке Бог и «добро», которое исходит от безбожника и только кажется нам добром, но не является таковым по причинам изложенным выше.
Таким образом, все эти рассуждения подтверждают истинность того утверждения, которое было дано в начале работы. Хотя неверующие люди, не пребывающие во Христе, на основании своих стандартов совершают нравственные поступки, с Божьей точки зрения (а значит и тех, кто принимает Его систему ценностей) «нет делающего добро, нет ни одного».
Надеюсь, что понимание этого вопроса в библейской перспективе поможет вам:
– Избежать фиаско в духовной жизни. Сегодня во многих христианских кругах популярна следующая модель спасения: добрые дела = божья благодать = «билет» на небеса. Если такая крайность более характерна для православного мира, то для многих протестантов их добрые дела –  это «усилитель» шансов на спасение. Однако если мы поймем, что «наше» добро не есть добро в глазах Бога, то все рассыпается, так как истинные добрые дела проистекают из верного (верующего) сердца.
– Уберечь свое сердце от греха похвальбы. Понимание, того, что мы не можем ничего дать Богу учит хвалящихся – хвалиться Господом (1Кор. 1:31).
– Воздавать славу только Богу. Когда вы видите добрые плоды в своей жизни это значит, что Бог совершает Свой благодатный труд в вас и что Он милостиво дает вам возможность быть инструментом в Его руках. Воздавайте Ему славу, а не приписывайте ее себе и своим заслугам.
– Заложить верный подход к служению. Сегодня философия служения многих христиан направлена на то, чтобы всеми силами изменить моральный облик общества, побудить людей делать больше добра, даже, если придется убрать из проповеди Евангелие. Но верно ли это? Нет. Нужно начинать с сердца, ибо оно в плачевном состоянии. Проповедуйте Евангелие, потому что оно сила Божья к тому, чтобы творить из людей новые творения, созданные на добрые дела!

1 Христианин не только знает, что плохие люди существуют, но и убеждается в этом каждый час своей жизни, так как знает свое собственное сердце, которое «Лукаво… более всего и крайне испорчено…» (Иер. 17:9).
2 Роберт Спраул. Основные истины христианской веры / Пер. с англ. Одесса: «Содействие», 1998. С. 126.
3 Обычный прием в начале синагогальных проповедей, встречающийся также в Свитках Мертвого моря. Джон Стотт. Послание к Римлянам // Библия говорит сегодня / Под ред. Дж. Стотта и А. Мотиера; Пер. с англ. – 2-е изд. СПб.: «Библия для всех», 2004. С. 110.
4 Там же. С. 110.
5 Там же. С. 111.
6 Константин Прохоров. Опыт отечественного евангельского богословия. «Титул», 2009. С. 214-215.
7 Пелагий. Толкования на послания Павла : Послание к Римлянам // Библейские комментарии отцов церкви и других авторов Ι-VIII веков: В 28 т. / Под ред. Джеральда Брей; Пер. с англ; Под общ. ред. Томаса Одэна. Тверь: «Герменевтика», 2003, С. 135.
8 Уильям Баркли. Толкование Послания к римлянам / Пер. с англ. Scottdale, PA: Herald Press, 1980. C. 62-63.
9 Томас Ватсон. Основы практического богословия / Пер. с англ.DRTS, 2002, с. 234
10 См. Джеймс Кеннеди и Джерри Ньюком. Если бы не Иисус: Как христианство изменило мир к лучшему / Пер. с англ. Симферополь: «Диайпи», 2009. С. 11.
11 См. 2 Фесс. 2:6-7; Рим. 13:1, 4; 2 Тим. 3:17; Мф. 5-7; 1 Пет. 2:12.
12 Джон Мак-Артур. Отмирающая совесть: Водораздел в безвинном и безгрешном мире / Пер. с англ. СПб.: «Библия для всех», 2004. С. 115.
13 Джон Стотт. Послание к Римлянам. С. 111.
14 Людей можно сравнить с трухлявыми деревьями: снаружи оно выглядит нормально (конечно зависит от стадии – у некоторых грех уже оставил отпечаток на лице), а внутри – труха, все сгнило и изъедено червями. Или как говорил Христос, человек – это ходящий гроб окрашенный (то есть красивый), а внутри полон костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23:27).
15 Уэйн Грудем. Систематическое богословие: Введение в библейское учение / Пер. с англ. СПб.: «Мирт», 2004. С. 561.
16 См. Джон Фрейм. Христианская этика: Как принимать библейские решения /
Пер. с англ. Режим доступа: http://media.thirdmill.org/russian/STUDY%20GUIDES/MBD%20st%20g/Rus%20MBD%2001%2 0stg-OK.doc (26.09.2011).
17 См. Алексей Коломийцев. Библейская апологетика (видео семинар) Режим доступа: http://www.slovostore.org/view/101-002?keyword=апологетика (28.11.2011).
18 Например, если человек был гомосексуалистом, и его убедили стать гетеросексуальным… он курил, но его убедили бросить курить. Завтра он придумает, что-то еще более извращенное…
19 Т.к. «Делами добрыми являются только те дела, которые Бог заповедал в Своем Святом Слове. Таковыми не являются дела, не имеющие подтверждения в Слове, придуманные человеком в слепом рвении или совершенные под предлогом хороших намерений (The Westminster Confession of Faith. Oak Harbor, WA: Logos Research Systems, 1996).
20 Именно так понимали добродетель большинство греческих философов. Сенека говорил: «Тот, кто делает добро другому, делает добро самому себе.
21 Лутц фон Падберг. Этика: Между самовыражением личности и Богоориентацией / Пер. с нем. Gummersbach: Missionswerk FriedensBote, 1995. С. 16.
22 Флойд Х. Баракман, Практическая христианская теология. Всестороннее исследование основ христианского вероучения / Пер. с англ. М.: «Духовное возрождение», 2002, с. 476
23 Мэтью Генри. Толкование на книги Нового Завета: Том 5 / Пер. с англ. Б. м.: DRTS, 2004, с. 186
24 Например, «человек хочет избавиться от пристрастия к алкоголю. Но его бывшие друзья, если они следуют данному правилу, будут предлагать ему выпить, ибо хотят, чтобы так же относились и к ним. В таких случаях «золотое правило» становится мощной преградой на пути духовного роста.
25 Миллард Эриксон. Христианское богословие / Пер. с англ. – 2-е изд. СПб.: «Библия для всех», 2002. С. 91.
26 Например, после грехопадения Адам и Ева отказались признать свою зависимость от Бога, за что их и постигла смерть. Мы можем считать себя самодостаточными, но тогда и наши добрые дела стоит разве, что только считать добром и не более того. Чтобы творить истинное добро, необходимо признать свою зависимость от Бога.
27 Похожее определение дает Энциклопедия Брокгауза. Добро человека – «это его мысли и поступки, вырастающие из веры (2Пет. 1:5) и соответствующие ей… Доброта основана не собственных силах человека, а на полученных от Бога дарованиях… эти дары характеризуются как плоды Духа, распределяемые Самим Богом». См. Ринекер, Фритц и Майер, Герхард. Библейская энциклопедия Брокгауза / Пер. с нем. Paderborn: Christiche Verlagsbuchhandlung Paderborn, 1999. С. 245.
Аврелий Августин. Антипелагианские сочинения позднего периода / Пер. с лат. М.: ЦБИС, 2008. С. 103.
28 См. Бернард Клервоский. О благодати и свободном выборе // Трактаты / Под ред. Ю.А. Ромашева. СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2009.

Скачать .pdf

Комментарий ( 1 )

  1. Аноним says:

    Большое спасибо за статью, оказалась очень полезной для меня, получила ответы на вопросы!

Оставить комментарий