C

озидание церкви Иисуса Христа – не только хорошее дело, это самое великое дело, которое Бог совершает на этой земле сегодня! Оно настолько величественно, что Сам Бог отдал Свою жизнь для строительства Церкви (Еф. 5:25) Однако, будучи главным Архитектором Церкви, Бог совершает это дело не один – все члены Церкви призваны участвовать в процессе созидания Тела Христова, а также внимательно следить за тем, как они строят (1 Кор. 3:10). Несмотря на то, что каждого христианина Бог наделил определенными дарованиями и функциями для строительства церкви (Еф. 4:11), к сожалению, нередко члены Тела, продолжают орудовать своими «методами» и «трюками».
Понимая эту опасность и всю ответственность, которую Бог налагает на нас в процессе созидания Его церкви, служителями МБЦ «Возрождение» была разработана и принята библейская философия служения – набор неизменных принципов, которые определяют, как мы действуем в своем служении (1 Тим. 3:14-15). Нужно заметить, что речь идет именно о библейских принципах, в основе которых лежит Писание, а не идеи людей. Так как Церковь – это Его дело, то мы стремимся следовать не за своими идеями и ратовать не за свои программы, но пользоваться Его инструментами.

ТРИ НЕВЕРНЫХ ПОДХОДА, КОТОРЫХ МЫ СТРЕМИМСЯ ИЗБЕГАТЬ

Мы очень благодарны Богу, за то, что в Своем Слове Он оставил нам генеральный план по созиданию поместной церкви. При этом, мы понимаем, что даже тогда, когда мы стараемся строить свою философию на основании Библии, мы можем быть подвержены влиянию различных моделей, в основе которых лежат человекоцентричные и мирские идеологии, идущие в разрез с учением Библии.

СХЕМА №1. ФОРМИРОВАНИЕ НЕВЕРНЫХ ПОДХОДОВ К СЛУЖЕНИЮ

В связи с опасностью подпасть под небиблейское влияние различных факторов этого мира, в своем служении мы стараемся избегать различных неверных подходов к служению.
1. Мы не гонимся за количеством церковных программ
Одно из популярных неверных представлений заключается в убеждении, что чем больше служений организует и поддерживает поместная церковь, тем более духовной она будет. Якобы духовный рост церкви зависит от количества мероприятий, которыми наполнена стандартная неделя жизни церкви. Однако, Мы убеждены, что успех служение не зависит от количества церковных программ. Безусловно, Писание говорит, о том, что верующие должны обильно питаться Словом Христа (Кол. 3:16) (что невозможно без регулярного совместного общения), однако погоня за количеством программ – это палка о двух концах. Когда церковь начинает гнаться за программами, то она подвергает себя двум опасностям:
а) Служитель рискует загнать себя. Взвалив на себя непосильную ношу, он в итоге теряет радость служения. Ему постоянно не хватает времени, он впадает в депрессию. И от этого в первую очередь страдает сама поместная церковь.
б) Верующие теряют духовный энтузиазм. Если служители постоянно обязывают членов церкви посещать все те мероприятия, которые они изобретают, заполняя всю неделю, то верующие просто перестанут ходить.
Поэтому, вместо того, чтобы практиковать «событийный подход» к служению, когда руководство церкви определяет необходимый на их взгляд набор программ и затем пытается поддерживать и развивать их, мы считаем более правильным делать акцент не на количестве программ, а на их качестве. При таком подходе, необходимо присмотреться к людям и затем подумать как лучше помочь им стать зрелыми христианами. Думая о людях, мы строим служение вокруг них, а не вокруг программ.
2. Мы не фокусируемся на численном росте церкви
Нередко служители испытывают сильное смущение из-за того, что их церковь не такая большая, как им этого бы хотелось. В результате, измеряя, успешность своего служения количеством овец, «горе-пастыри» открывают «ворота загона» (церкви) нараспашку и начинают зазывать всех подряд к себе. Все свои силы и всю фантазию они бросают на изобретение разных уловок, которые помогли бы им привлечь как можно больше овец. Поэтому, неудивительно, что вместе с овцами в стадо проникают волки.
Однако, нас не должны смущать скромные размеры поместной церкви. Из истории видно, что Бог всегда начинал с малого. Бог создал мир из ничего. Он избрал всего лишь 12 учеников, которые впоследствии стали Его церковью. Реформация началась с одного человека по имени Марти Лютер. Поэтому в том, что церковь малых размеров нет ничего плохого. «Ведь никто не говорит, что новорожденный ребенок ущербен, если он сразу же не становится таким же большим, как его мать и отец»[1]. Основной принцип, который помогает нам преодолеть это искушение заключается в том, что главное – это не большая церковь, но здоровая!
3. Мы не привлекаем людей путем угождения им
Философия служения многих современных церквей начинается с вопроса: «Что люди хотят видеть в нашей церкви?» вместо того, чтобы руководствоваться вопросом: «Что Бог хочет и говорит о том, что должно быть в Его церкви?» Многие служители при организации новых церквей проводят социальные опросы по поводу того, что люди «хотят» от церкви. Кто-то хочет посреди служения зайти в бар, который находится в здании церкви и выпить кофе, другой покачать железо в тренажерном зале или как насчет дивана, бассейна или игры в бильярд? Писание же говорит, что если мы угождаем людям, то мы не являемся рабами Бога: «У людей ли я ныне ищу благоволения, или у Бога? людям ли угождать стараюсь? Если бы я и поныне угождал людям, то не был бы рабом Христовым» (Гал.1:10).
Одно из главных благословений Евангелия состоит в том, что когда человек приходит к Богу, то Бог изменяет его желания. В этом сущность обращения к Богу. Иисус Христос берет все наши неосвещенные желания и перенаправляет их с земных ценностей на духовные. Человекоцентричное же служение этого не учитывает и вместо того, чтобы отвечать на реальные нужды, потворствует неосвещенным желаниям человека. Вот, почему в своем служении мы стремимся фокусироваться на реальных нуждах человека, а не на том, что «он хочет».

План по созиданию церкви

Для удобства, философию служения МБЦ «Возрождение» можно разделить на несколько основных блоков:

СХЕМА №2. БИБЛЕЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ СЛУЖЕНИЯ

I. Незыблемые принципы: фундамент эффективного служения

Прежде всего, служители нашей церкви основывают свое служение на нескольких ключевых принципах, ясно видимых в Священном Писании. Эти принципы являются своего рода ключевыми богословскими ориентирами, которые задают верное направление для развития церкви. Первый незыблемый принцип, который мы ясно видим в Писании:
а) Бог – все во всем 
«Ибо все из Него, Им и к Нему…» (Рим. 11:33-34) – пишет апостол Павел римлянам. Истинная реальность заключается в том, что мир действительно богоцентричен и от этого никуда не уйти. «Когда мы обращаемся к Слову и научаемся им, мы находим фундаментальный принцип, который должен быть применен к любой проблеме: вместо того, чтобы начинать с человека и его мира и идти к Богу, мы должны начать с Бога и идти к человеку – «В начале… Бог»![2] Таким образом, как сказал Коттон Мэтер «великая цель церкви Христа – восстановить трон и владычество Бога в душах людей».
Мы убеждены, что единственной силой, способной реально изменить человека является Бог – Владыка всего, Начало и Конец. Величие Бога – это единственное средство позволяющее достигать духовного роста.
Когда мы говорим о богоцентричном подходе к служению, то необходимо брать во внимание действие всех лиц Троицы.
  • Абсолютное владычество Бога. Обращаясь к Писанию мы сталкиваемся с истиной, от осознания которой наше сердце замирает – Бог контролирует абсолютно все в этой Вселенной.
В книге 1 Паралипоменон, молясь молитвой благодарения, Давид произносит следующие слова: «И богатство, и слава от лица Твоего, и Ты владычествуешь над всем…» (1 Пар. 29:12). Он же в 113 псалме говорит: «Бог наш на небесах; творит все, что хочет» (Пс. 113:11).
Если обобщить учение Библии о владычестве Бога, то станет очевидным, что Бог обладает безграничной властью над всем:
a. Над дьяволом (Иов 1:6-12);
b. Над злом (Плач. 3:37,38, Ис. 45:7);
c. Над творением (Откр. 4:11);
d. Над царями (Пр. 21:1, Дан. 4:31-34);
e. Над народами (Пс. 21:29);
f. Над спасением (Рим. 11:33);
g. Над жизнью человека (Мф 10:29, Прит. 16:1,9).
Только Бог обладает исключительным правом делать всё, что Он считает нужным. Более того, Он обладает полнотой могущества для того, чтобы осуществить то, что Он определил от начала (Ис. 46:10). Вне Бога нет кого-либо или чего-либо, что обязывало бы Его поступать тем или иным образом (1Пар.29:11, 1Цар. 2:6,7).
  •  Исключительная роль Христа. Богоценричный взгляд на служение церкови также основан на понимании исключительной роли Христа. В 1 главе послания к Колоссянам Бог оставил нам одно из самых ярких утверждений в Библии о превосходстве Христа. Этот текст очень мощно провозглашает, что будучи Богом (Кол. 1.15), Иисус является одновременно:
    – Создателем всего творения (Кол. 1:16).
    – Смыслом всего творения (Кол.1:16).
    – Содержателем всего творения: (Кол.1:17).
Христос является единственной причиной всего существующего, единственной целью и единственной действующей силой всего. Но это еще не все. Далее Павел говорит о том, что Иисус по праву Господин не только творения, но и что:
Он – Глава Церкви (Кол.1:18). Это значит, что все что происходит в церкви должно направляться Его властью и желанием исполнить Его волю.
 Он – Полнота Церкви. (Кол.1:19). Это значит, что приходя к Нему, каждый верующий имеет все потребное для спасения и спасенной жизни.
 Он – Спаситель Церкви. (Кол.1:20). Это значит, что только посредством крестной смерти Христа стало возможным примирение между Богом и человеком.
Таким образом, на основании того, кем Он является, и что Он сделал, Иисус Христос должен занимать главенствующее положение в жизни церкви. Он не только единственный способ нашего спасения (Ин. 14:6; Деян. 4:12), но Он также должен быть и в центре нашего освящения. Он наш добрый Пастырь (Ин. 10:11).
  •  Животворящее действие Святого Духа. Мы ясно понимаем, что христианская жизнь невозможна без оживляющего действия Божьего Духа. Жизнь верующего человека начинается с возрождения сердца, когда Святой Дух дает новую жизнь и новую природу духовно-мертвому грешнику (Еф. 2:1-5).
В дополнение к Своему труду по возрождению сердца (Ин. 3:6; Тит. 3:5), Святой Дух совершает в жизни христианина и другие действия, которые дают ему способность жить в послушании и угождении Богу (Ефес. 5:18). Поэтому, наша церковь совершает свое служение, смиренно признавая за Святым Духом способность производить в верующих послушание.
Таким образом, все, что мы делаем в церкви должно начинаться с Бога. Главное действующее лицо в церкви – это не человек, а Бог! Его слава и Его истина!
б) Писание – наивысший авторитет
Так как Бог обладает абсолютной властью во Вселенной, то только Он может быть наивысшим авторитетом в вопросах веры и практики христианской жизни. Следовательно только Он имеет право говорить к человеку и ожидать от него исполнения Своей воли. Поскольку Писание и есть богодухновенное, безошибочное, достаточное и актуальное Божье Слово, то его содержание наделено абсолютным авторитетом в вопросах жизни и благочестия (2 Пет. 1:3). Соответственно, если мы имеем высокое представление о Боге, то должны двигаться вперед в соответствии с учением Его Слова.
Каждый человек строит свою жизнь на основании того, что представляет для него авторитет. У каждого из нас существуют какие-то авторитеты, к которым мы прислушиваемся (другие братья и сестры, служители, пастор и т.д.). Важно, чтобы все другие источники авторитета были подчинены одному авторитету Писания. Задача служителей, взять, открыть Библию, и помочь людям подчинить все свои авторитеты главенству Бога.
Мы убеждены, что именно авторитет Библии должен определять все, что происходит в церкви. Поскольку церковь – это «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3:15), церковь никогда не должна выходить за те рамки, которые устанавливает истина. Поместная церковь рухнет, не успев начаться, если с самого начала своей жизни будет выводить методы своего служения из современной культуры или подстраивать свою весть под вкусы этого мира.
в) Учение – основа жизни
Это третий незыблемый принцип, который служит основанием для служения нашей церкви. Соломон очень точно выражает эту истину: «Кто хранит наставление, тот на пути к жизни; а отвергающий обличение блуждает» (Пр. 10:17). Только тот человек, который любит наставление и пребывает в нем находится на пути к жизни. Это же верно и в отношении церкви – только та церковь, которая пребывает в учении Господнем, подобно саду, орошаемому живой пресной водой, может цвести плодами послушания Богу.
Катастрофа грехопадения заключается в том, что мышление падшего человека вышло из строя (Еф. 4:18). Произошел шифт ценностей – если раньше все вращалось вокруг Бога, то теперь «я» человека «вышло из берегов» – оно стало центром поклонения. Перемена мышления привела к перемене в поведении. Поэтому, чтобы решить проблему поведения человека не достаточно выучить Десятисловие в Ветхом Завете и две главные заповеди в Новом Завете. Необходимо размотать клубок в правильном направлении – идти от мышления к поведению.
При этом, важно заметить, что церковь должна не просто характеризоваться наличием какого-то учения. Речь идет о здравом учении. Тимофей, будучи служителем церкви, должен был держаться «образца здравого учения», которое он слышал от Павла. Учение должно быть здравым, то есть библейским.
Сегодня дьявол активно распространяет самые разных искажения библейского учения, чтобы ослабить церковь. Однако, помимо лжеучений отклонение от здравого учения может произойти и по причине отрицания важности учения для жизни церкви. Дональд Карсон делает очень тонкое замечание, когда говорит: «Многие служители хвалятся тем, как мало богословия они знают, и с готовностью это демонстрируют»[3]. На самом деле, это очень тонкий и хитрый ход дьявола. В связи с этим, молодые церкви сталкиваются с сильным искушением «занизить стандарты истины, чтобы не ставить слишком много «препятствий» на пути желающих присоединиться к церкви»[4].
Мы верим, что Бог ценит верность не только в практике жизни, но прежде всего, в учении, так как здоровая практика является его следствием. Таким образом, весь процесс жизни нашей церкви мы стараемся направлять таким образом, чтобы библейское учение было обильно представлено, а его чистота всячески охранялась каждым членом общины. Мы считаем, что «лучше быть маленькой церковью и презираемой этим миром, нежели бесчестить Христа уклонением от истины»[5].
г) Посвящение – обязательный приоритет 
В начале 12 главы Послания к римлянам Павел призывает верующих принести себя Богу в жертву живую: «Итак, умоляю вас, братия, милосердием Божиим, представьте тела ваши в жертву живую, святую, благоугодную Богу, для разумного служения вашего» (Рим. 12:1). Этот текст говорит о том, что в ответ на Божью милость, каждый истинный христианин должен посвятить свою жизнь Богу.
Верующий не принадлежит себе. Он куплен Христом и теперь полностью принадлежит Ему. Библия учит, что все члены Тела равны и все являются Божьими священниками. Ученики Христа не разделяются на тех, кто ради служения Ему оставляет все, и тех, кто этого не делает.
К сожалению, часто люди готовы, что-то сделать – совершить какое-то служение, но не готовы отдать всего себя. Хотя верующие могут много рассуждать о разных доктринах и делать это по-библейски на практике многие из нас легко приходят к той точке, где полагают, что кто-то должен делать все за них самих. Джон Мак-Артур верно заметил: «Основать церковь – нетрудная задача. Тяжелый труд начинается после, когда церковь возросла, и вы сталкиваетесь с людьми, которые впадают в самоудовлетворенность»[6]. Поэтому одна из основных целей нашего служения и нашей работы с людьми – увести верующих от эгоистичного потребительства и помочь им стать христианами, всем сердцем желающими служить другим! (Еф. 5:29-30).
Итак, именно на этих четырех библейских принципах строится философия служения нашей церкви. В чем же мы видим цель нашего служения? Какие задачи ставим перед собой?

II. Непосредственные задачи: цель эффективного служения

Для того чтобы церковь могла быть эффективной, она должна обязательно иметь ясную цель, которую хочет достичь. На данном этапе, исследуя Писание в искренности и смирении перед Богом, МБЦ «Возрождение» видит свою цель в следующем:
Радостное прославление Бога посредством преклонения верующих пред Ним, созидания друг друга в любви и распространения Евангелия в мире. 
В соответствии с этим пониманием мы стремимся к тому, чтобы каждое наше решение принималось в свете того, насколько оно помогает нам достигать нашей цели.
Первая задача, которую мы ставим перед собой:
а) Прославление Бога 
Принимая учение Библии о том, что Бог есть Источник, Совершитель и Венец всего творения (Рим. 11:33-36), мы ясно понимаем, что это также относится к Его церкви. Если конечной Божьей целью является сохранение и явление Своей славы, то это также должно быть и конечной целью церкви (Еф. 1:12-14). Именно слава Божья должна быть главным движущим мотивом, который направляет детей Божьих по верному пути в служении.
Прославление Бога – это смысл христианской жизни. Это наивысшее призвание христианина: «И всё, что вы делаете, словом или делом, всё [делайте] во имя Господа Иисуса Христа, благодаря через Него Бога и Отца» (Кол. 3:17). Дети Божьи могут возрастать в зрелости только тогда, когда они полностью сосредоточивают свое внимание на личности Бога.
Поэтому, наш приоритет – это радостное поклонение. К сожалению, многие верующие имеют совершенно неверное представление о прославлении Бога. Они думают, что прославлять Бога скучно, это значит угрюмо петь старые баптистские гимны, это значит во всем себе отказывать и т.д. Но на самом деле, прославлять Бога – это значит жить Христом, имея глубокую радость в Боге; это значит испытывать всю сладость отношений с Ним и находить удовлетворение в исполнении Его воли.
б) Преклонение перед Богом
Это следующая важная задача церкви Христовой. Все свое служение, все свои силы мы направляем на то, что бы помогать людям преклониться перед Творцом.
Дело в том, что отсутствие преклонения перед Богом является самой большой проблемой человека. Сегодня многие люди ходят в церковь не для того, чтобы преклониться перед величием Бога, но чтобы самоутвердиться:
– Показать свой талант;
– Получить дозу каких-то «духовных» переживаний;
– Сделать запрос в «небесную канцелярию» – на срочное исполнение земных нужд;
– «Оторваться» через общение в «христианской тусовке» и т.д.
При этом, люди, как приходят эгоистами, так и уходят. Однако, мы убеждены, что человек только тогда может быть истинно счастлив, когда он станет в то положение перед Богом, в котором изначально был создан – положение полного преклонения перед Божьим владычеством. Поэтому научить людей преклонению перед Богом – самое большое, что служители могут сделать для церкви.
 Преклонение начинается со спасения
Принятие Евангелия, при котором происходит рождение свыше, является отправной точкой в преклонении перед Богом. Такое преклонение включает в себя следующие элементы:
– Признание Божьего владычества (Деян 17:24-27)
– Признание своей нищеты и порочности (Рим 3:10-12)
– Признание заместительной жертвы Христа (Рим 3:20-26)
– Принятие Иисуса Христа Господом и Спасителем (Деян 16:31, Мф 16:24)
– Практическое доверие своей жизни Христу (2 Кор 5:16)
– Без всего этого человек никогда не сможет преклониться перед Богом!
 Преклонение продолжается в духовной жизни
Суть христианской веры в том, что покаявшись в своих грехах, потом всю свою дальнейшую жизнь человек продолжает каяться, преклоняясь перед Богом. Иоанн проповедовал говоря: «покайтесь и веруйте в Евангелие» (Мк. 1:15). В этом стихе, Марк использует два греческих глагола в настоящем продолженном времени. Он говорит, что мы должны продолжать «каяться и веровать в Евангелие» – это и есть жизнь  прогрессирующего преклонения. Такая жизнь включает в себя постоянно продолжающийся процесс умирания для себя, а также обретения настоящей радости и мира. Следующая задача, которая определяет цель нашего служения:
в) Созидание Божьих детей 
После того, как человек становится христианином проблема греха не решается окончательно. В процессе освящения, чем дальше верующий человек продвигается в святости, тем большую глубину своей греховности он видит. В этом смысле, христианин – это не безгрешный праведник, а прозревающий грешник, который живет силой благодати. Мы заражены грехом и будем нести в себе этот вирус до самой смерти, пока однажды Бог не искупит наши тела.
Но почему Бог не забирает нас сразу на небеса? Дело в том, что Он хочет сделать нас похожими на Своего Сына. Для этого Бог оставил нас в сверхъестественном «санатории» – церкви. Мартин Лютер как-то сказал: «Проповедник – это по сути начальник лечебницы». В каком-то смысле церковь – это больница, которая наполнена слабыми людьми – людьми признающими себя духовными банкротами; людьми – которые просят помощи. И Бог посылает эту помощь: Он созидает нас, уподобляя в образ Иисуса Христа, через служителей, которые проповедуют Его Слово и через взаимное служение друг друга.
Послание к Ефесянам 4:11-16 говорит о трех основных функциях служителей, которые направлены на созидание верующих. Павел говорит о том, что служители церкви должны:
1. Снаряжать святых на дело служение (11-12);
2. Приводить к единству веры (13-14);
3. Способствовать их духовному росту (4:15-16).
г) Влияние на мир
Четвертая важная задача, которую Бог возложил на всех Своих избранных – провозглашение Его совершенств в этом развращенном мире: «Но вы – род избранный… люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2:9). Каждый христианин ответственен за то, чтобы делать известным имя Бога для других. В Деян. 1:8 Христос говорил ученикам, что они будут быть Его свидетелями «в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Подобным образом каждый верующий сегодня должен быть свидетелем о том спасении, которое предлагает только Христос.
Итак, цель нашей церкви – это радостное прославление Бога, которое достигается, во-первых через преклонение перед Ним; во-вторых, через созидание друг друга в любви и, в-третьих, посредством распространения Евангелия в мире.
Что же необходимо для достижения этой цели?

III. Необходимые инструменты: воплощение эффективного служения 

Когда мы говорим о церкви, мы имеем в виду не какую-то мертвую организацию, партию или клуб по интересам. Церковь – это живой организм, в котором сверхъестественным образом, незримо действует Святой Дух. При этом, многие считают, что церкви не нужна никакая структура – «главное – жизнь. Главное – это уповать на силу Духа». Да, безусловно, это очень важно. Но это все равно, что сказать: «главное для человека, чтобы у него была ДНК, а то что у него печени нет или почки отказали не важно».
Церкви нужна организация. Нужен инструментарий. Иначе община не сможет нормально функционировать и в итоге, может скатиться к анархии. Именно поэтому Бог учредил в церкви ряд духовных видов деятельности. Эти виды деятельности являются своего рода инструментами, которые помогают нам эффективно организовать жизнь церковной общины. В своем служении наша церковь использует восемь основных инструментов созидания:
а) Пасторское руководство
Поместной церкви нужно организация и она, в свою очередь, начинается с руководства. Для того, чтобы управление церковью действительно было пасторским и библейским оно должно отвечать, по крайней мере, трем важным критериям:
1. Призвание на служение. Бог устроил церковь таким образом, что управление всеми процессами, которые связаны с развитием и ростом общины Он доверил определенным людям. Руководство церковью осуществляют пасторы (пресвитеры или епископы). Что это за люди?
Пастор – это человек, которого Бог наделил соответствующими дарованиями: «И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями» (Еф. 4:11-12). Речь идет о учительствующем пасторе – он должен быть способным учить. Каждой поместной церковью руководят люди, наделенные от Бога соответствующими духовными дарованиями[7].
 Пастор – это человек, отвечающий необходимым требованиям. В 1 Тим. 3:1-7 и Тит. 1:6-9 Бог оставил нам тест – набор качеств, которым должен соответствовать пастор и дьякон.
 Пастор – это человек, наделенный властью Слова (Мк. 1:22). Важно понимать, что у пастора нет своей «пресвитерской» власти. Вся власть, которая есть у служителей – это власть Бога и Его Слова.
 Пастор – это человек мужского пола. Сегодня многие наши современники задаются вопросом: «Может ли женщина быть пастором или проповедовать в церкви?» И часто можно слышать положительный ответ на этот вопрос. Но если мы внимательно относимся к том, что говорит Библия, то должны ответить: «Нет! Даже несмотря на то, что, может быть, у нее это хорошо получается». Одна из характеристик, которой должен обладать пресвитер звучит так: «Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж…» (1 Тим. 3:2). Павел не говорит, что пресвитер – это «одного мужа жена», но «одной жены муж»!
2. Множественность пресвитеров. Писание дает достаточно свидетельств считать, что управление Новозаветной церковью осуществляется несколькими пресвитерами. Деян. 20:17: «Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров [мн. ч.] церкви [ед. ч.]…»
 Такая модель имеет ряд преимуществ перед единоличным управлением[8]:
– Она уравновешивает слабые стороны пастора.
– Она рассеивает критику со стороны общины.
– Она умножает пасторскую мудрость.
– Она позволяет принимать сложные решения.
– Она позволяет пастору быть подотчетным другим.
– Она избавляет от противостояния «мы и он».
3. Истинное пасторство. Сегодня пасторство воспринимается многими людьми, как некое завидное положение («портфель»), или как определенная иерархическая система, которая помогает «получше устроиться» человеку. То есть, обеспечить себя заработком до конца жизни. С пасторством обычно связывают разные привилегии – положение власти, уважения… Однако, библейское пасторство – это реальный тяжкий труд с душами людей, направленный на их созидание. Пастор – это то, что делает человек (Деян. 20:28).
Три задачи пасторства
Пример истинного пасторства нам дает Сам Господь. 22 псалом, очень красивым, образным языком раскрывает перед нами портрет Великого Пастыря. Глядя на то, что делает Добрый Пастырь, мы можем обобщить задачи истинного пастора тремя словами: питать, водить и охранять[9] (ПВО).
1. Питать: «Господь — Пастырь мой; я ни в чем не буду нуждаться: Он покоит меня на злачных пажитях и водит меня к водам тихим» (Пс. 22:1-2).
2. Вести: «…водит меня к водам тихим. Подкрепляет душу мою, направляет меня на стези правды ради имени Своего» (Пс. 22:2б-3).
3. Охранять: «Если я пойду и долиною смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мной; Твой жезл и Твой посох — они успокаивают меня» (Пс. 22:4).
б) Экспозиционная проповедь
Проповедь – это то, что стоит в самом центре нашего церковного поклонения. Мы убеждены, что провозглашение библейской истины прямым, понятным и авторитетным образом является самой важной функцией церкви, ведь «чем яснее мы представим своим церквам Личность и дело Христа, тем яснее мы вместе сможем отражать Его славу, как в зеркале»[10] (2Кор. 3:18).
К сожалению, в настоящее время слово «проповедь» часто применяют к таким выступлениям, которые не способны ни обратить неверующих, ни взрастить верующих. Такая, немощная, неполноценная проповедь ослабляет наши церкви. «Недопроповеди производят недохристиан»[11]. Напротив, яркая, ясная, мощная проповедь является краеугольным камнем в обращении и взращивании детей Божьих.
Сегодня существуют самые разные виды проповеди, которые при серьезном отношении могут помочь верующим возрастать в познании Бога: тематические, текстовые, биографические и др. (хаотические только не помогают). Однако, по нашему убеждению именно экспозиционная[12] проповедь наилучшим образом передает учение Библии.
Исходя из всей серьезности, которую предполагает занятие проповедническим служением, мы убеждены, что к проповеди должны допускаться только одаренные Богом братья – способные делать экспозицию библейского текста. Следующий инструмент созидания:
в) Совместное поклонение
Говоря о поклонение Богу, мы исходим из того, что – это, прежде всего, образ жизни. Когда вся жизнь христианина, наполнена внутренним услаждением в Боге и ревностью по Его славе. Но Писание также говорит, что существует особое время для совместного поклонения церкви (Евр. 10:25). Мы рассматриваем общее собрание церкви как кульминацию всего того, что мы делаем каждый день, каждую минуту – это кульминация всего недельного поклонения.
Каким должно быть совместное поклонение церкви?
  1. Совместное поклонение должно быть основано на Слове. В Евангелии от Иоанна, 4 главе, Христос объясняет, что Бог ищет Себе поклонников, которые поклоняются Ему в Духе и Истине. Такое поклонение, выстроено не вокруг внешних форм и правил – оно сосредоточено на Божьей истине. Поэтому,  все, что мы делаем на общем служении направлено на то, чтобы создать необходимые условия для проявления силы Слова: церковь читает Слово, проповедует Слово, молится по Слову, поет Слово и воплощает Слово в священнодействиях. Вот почему, участвуя в своем совместном поклонении, наша церковь стремится исполнять только те песни, которые обильно и главное точно передают Слово, а также формируют в нас библейское богословие.
  2. Совместное поклонение должно быть искренним. Когда-то Христос, обличая книжников и фарисеев, цитировал слова Исаии: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня (Мф. 15:8). Это то, что должно отрезвить нас. Это то, что мы должны напоминать себе всякий раз, когда идем в церковь. Притворное поклонение является серьезным сигналом, который указывает на не возрожденное сердце человека. И наоборот, возвышенное, искреннее поклонение должно быть следствием личной посвященности и любви к Богу верующего и проявлением его исполнения Святым Духом (Еф. 5:18-20).
  3. Совместное поклонение должно быть пламенным. Иногда, церковь наполняется людьми, которые вроде бы и пытаются славить Бога, но весь их внешний вид говорит о том, что им не нравится все то, что они делают. Конечно, иногда грех похищает радость служения Богу, но мы убеждены, что истинное поклонение обязательно затрагивает эмоции человека. При этом, настоящие и неподдельные чувства являются результатом глубокой убежденности разума и укорененности сердца в библейской истине.

    г) Реальное членство

Божье Слово учит нас, что верующий человек должен не просто регулярно посещать церковь и пользоваться ее благами, но подчиниться пастырскому попечению и взять на себя ответственность перед поместной общиной верующих[13].
К сожалению, в некоторых церквях списки членов существуют просто для хорошей статистики. Ведь чем больше членов, тем успешней моя церковь – тем успешней я, в конце концов! В результате, погоня за количеством нередко приводит к тому, что человек уже несколько месяцев и даже лет не посещает церковь, и это совершенно не заботит служителей. Церковь продолжает расти, но только на бумаге. В жизни же она чахнет. Более того, если руководство церкви позволяет людям, которые долгое время не посещают богослужения оставаться членами церкви, то фактически они помогают таким людям обманывать самих себя, будто они спасены, в то время как их поведение говорит об обратном.
Как правило, такой «легкий» подход к церковным спискам является следствием неверного понимания обращения. Руководство такой церкви не проводит четкой грани между теми, кто возрожден и является дитем Божьим, а кто просто посещает общину и остается неверующим человеком.
Однако, осознавая греховный потенциал человека, мы понимаем, что очень часто люди приходят в церковь совсем не по библейским причинам. И мы верим, что членство в церкви – это средство, с помощью которого мы можем определить границы церкви. Именно поэтому наша церковь с особым вниманием относится к людям, которые хотят прийти в нашу общину. В своем служении мы стремимся к тому, чтобы количество членов церкви на бумаге соответствовало тому количеству посетителей, которые приходят к нам на служения.
д) Церковная дисциплина
Очевидно, что лежать на операционном столе и быть объектом хирургического вмешательства не очень приятная перспектива для большинства нормальных людей. Но что, если от этого будет зависеть жизнь – как жизнь самого больного, так и жизнь людей вокруг? Ведь иногда только нож хирурга может спасти человека от смерти. Тогда это необходимо, хотя и очень неприятно. Нечто подобное представляет собой церковная дисциплина в жизни церкви. Никто не хочет стать объектом ее внимания, но иногда только она может помочь больному христианину и сохранить здоровье церкви.
К сожалению, живя во власти прагматично-позитивного мышления, сегодня многие служители пренебрегают применением исправляющей дисциплины. При этом, не меньшая опасность заключается в неверном применении церковной дисциплины. Люди боятся хирургов, но еще больше их ошибок. Доктор может перепутать глаз. А что если церковь перепутала и отлучила человека не упорствующего и раскаявшегося в своем грехе? А что если церковь поставила больному неверный диагноз? Никто не хочет стать жертвой врачебной ошибки – никто не хочет «умереть» под ножом церковной дисциплины. Именно поэтому в своем применении церковной дисциплины, наша община руководствуется следующими библейскими принципами. Мы верим, что:
Церковная дисциплина является Божьим установлением (2 Фес. 3:6, 14, 15). 
Церковь не может считаться библейской, если она пренебрегает ясными божественными установлениями. Если церковное руководство хочет созидать здоровую церковь, оно просто обязано применять меры церковного взыскания.
 Церковная дисциплина направлена на восстановление. В Евангелии от Матфея 18:15 Христос ясно указывает на цель исправления согрешившего брата: «…если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего». Дисциплина – это одно из средств, которое использует церковь для восстановления заблудших.
 Церковная дисциплина имеет дело с нераскаянностью. Согрешающий член церкви подвергается отлучению не за отдельный грех как таковой, а за нежелание каяться в грехе и исправляться. В конечном счете, существует только один грех, за который член церкви должен быть отлучен, и этот грех называется нераскаянность.
 Церковная дисциплина укрепляет церковь. Вопреки тому мнению, что церковные взыскания только отталкивают людей от церкви, Писание утверждает, что они просто необходимы для созидания здоровой церкви. Дисциплина оказывает укрепляющее действие на церковь: (1) через очищение от лжехристиан; (2) через предупреждение верных христиан.
В свете изложенного, вовсе не будет преувеличением сказать, что если церковь пренебрегает церковной дисциплиной она не может считаться библейской церковью. Джон Дагг утверждал, что «когда из церкви исчезает дисциплина, Христос уходит вслед за ней»[14]. Желая созидать библейскую церковь, мы верим, что верующие в церкви – это «врачи», которые стремятся исцелить раны на Теле Христа – раны, через которые будут распространяться болезни и смерть, если их оставить в покое.
е) Созидающее общение
Церковь – это люди. И после Бога, именно люди являются животворной силой, благодаря которой функционирует поместная церковь. Когда Бог спасает людей от грехов, то Он делает это на личном уровне. Однако, спасенные лично – спасены не для одиночества. Мы спасены для взаимного созидающего сообщества верующих, которое проявляется в радостном общении друг с другом.
Проблема заключается в том, что по своей природе мы не очень склонны доверять людям. И это нередко становиться препятствием к построению добрых взаимоотношений в церкви. Мы любим жить в своем маленьком мирке, где у нас все находится под контролем. Двери наших домов открываются только по предварительному согласованию и записи на прием (желательно за месяц). На самом же деле за этими железными дверями человек как правило прячет идола – идола комфорта…
Настоящее общение – это жертва. Это добрая жертва, которую требует от нас Бог: «Будьте страннолюбивы друг ко другу без ропота (1 Пет. 4:9). Мы чтим Христа, когда открываем во имя Его свои сердца и двери для других.
Общение позволяет соединить воедино самые разные функции церкви: это и выслушивание тех, кто испытывает трудности, и молитва с нуждающимися, и посещение больных, и участие в разборе Библии, в конце концов, просто хождение в гости друг к другу. Поэтому, каждый член церкви должен стремиться к тому, чтобы открывать свою жизнь для ближних, а не прятать ее от других.
ж) Непрерывное ученичество
Две тысячи лет назад Иисус Христос начал Свой труд ученичества и сегодня мы продолжаем Его дело. Христос сказал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, Уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь» (Мф. 28:19-20). Суть великого поручения в том, что ученики должны идти приобретать учеников – научить их всему, чему учил Христос.
В течении многих лет, когда ученичество в церкви находится не на должном уровне, а то и вовсе отсутствует, у нас сложилось неверное представление, что служителей выпускают семинарии или богословские институты, колледжи. Кто угодно, только не церковь. Однако, это крайне неверно. Семинарии – это вспомогательное средство. Так как церкви не справлялись со своей главной задачей – воспитывать учеников, на помощь пришли специальные учреждения. Но именно поместная церковь должна воспитывать учеников – заботиться об организации ученичества на местах. Потому что «никакой колледж не воспитает в вас характера и навыков, необходимых пастору и его сотрудникам. Эти черты во многом воспитываются «на рабочем месте», в ходе церковной жизни[15]. Учеников воспитывают не церкви или семинарии; учеников воспитывают ученики (Мф. 28:19-20).
Таким образом, мы верим, что каждый христианин ответственен за то, чтобы служить последовательным звеном в труде ученичества: «И что слышал от меня при многих свидетелях, то передай верным людям, которые были бы способны и других научить» (2 Тим. 2:2). Именно поэтому в своем служении мы развиваем служение малых групп по изучению Библии. В нашей церкви проводятся братские встречи, пасторский совет, библейская и воскресная школы. Мы понимаем, если не будет ученичества, не будет учеников – не будет истинного христианства.
Еще один необходимый инструмент, который характеризует эффективное, угодное Богу, служение:
з) Евангельское влияние
Церковь Христова существуют также для спасения грешников. Как верующие люди мы живем с желанием жить в послушании Божьей воле таким образом, чтобы наша жизнь освящала ярким светом этот развращенный мир.
При этом, мы стремимся оказывать евангельское влияние на этот мир не только посредством своих слов, но и посредством своей жизни. В нагорной проповеди Христос сказал так: «Вы — соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5:13). Иисус использует метафору. Мы понимаем, что уверовав, христианин не превращается в ходячий кусок соли. Христос говорит о том, что жизнь верующего человека оказывает такое же влияние на людей вокруг, как соль действует в материальном мире. Христос говорит о том, что жизнь верующего служит противодействием против распространения греха. Когда христианин стремится побеждать зло добром, его доброе поведение, словно соль обеззараживает зло в этом мире.

Заключение

Итак, суммируя все сказанное, можно заключить, что миссия нашей церкви заключается в следующем:
Основываясь на фундаменте Богоцентризма, авторитета Писания, важности учения и полного посвящения Богу, мы стремимся осуществлять служение таким образом, чтобы оно в наивысшей степени прославляло нашего Великого Бога, а также способствовало нашему преклонению перед Ним, созиданию друг друга в любви и возвещению Евангелия всем народам.
– Мы не утверждаем, что наша модель служения является наилучшим выражением библейского подхода к служению. Это лишь скромная попытка, на основании Библии сформулировать выверенный план того, как совершать служение Божиим путем. Такая выверенная философия служения служит нам тем фильтром, через который мы стремимся пропускать все принимаемые решения и возможности.
– Мы в смирении признаем, что в нашей церкви есть и будут проблемы. Это неизбежно. Да, врата ада никогда не одолеют Церковь (Мф. 16:18). Но пока Церковь состоит из несовершенных грешных людей, пока она живет посереди этого строптивого и развращенного мира у служителей всегда будет над чем «поломать голову». Церковь состоит из людей, а у всех людей, даже если они верующие, достаточно духовных проблем.
Но тем не менее, мы благодарны Богу, что Он сегодня созидает Свою Церковь. Он созидает нас. Он даровал нам все необходимое для роста в благочестии. В Своем Слове Он открыл необходимые принципы, которые регулируют жизнь в церкви. Поэтому несмотря на различные трудности, которые испытывают церкви наших дней, мы можем с уверенностью сказать, что церковь, двигающаяся в верном направлении, гораздо лучше, чем любая другая, потому что она движется к уподоблению Христу.
Мы молимся и просим молиться Вас, чтобы Господь помог нашей церкви жить в соответствии с данной философией служения и пользоваться этими принципами для Его славы!

1. Бентон, Джон. Большая мечта маленькой церкви. Как выжить и преуспеть небольшой общине / Пер. с англ. Минск: Евангелие и Реформация, 2011. С. 17.
2. Пинк, Артур. Божественный суверенитет / Пер. с англ. Григорик В.А. Б.м.: Альфом, 1998. С. 14.
3. Цит. по Девер, Марк и Александер, Пол. Продуманное созидание церкви / Пер. с англ. Б.м., СЕО, 2011. С. 7.
4. Бентон, Джон. Большая мечта маленькой церкви. Как выжить и преуспеть небольшой общине / Пер. с англ. Минск: Евангелие и Реформация, 2011. С. 22.
5.  Там же. С. 23.
6. Мак-Артур, Джон. Пастырелогия. Генеральный план для церковного руководства / Пер. с англ. СПб.: Библия для всех, 2003. С. 16.
7. Существует четыре основных критерия, которые помогают нам «распознать» пастора: 1. Желание пасторства 2. Одаренность к служению 3. Соответствие требованиям Писания 4. Признание церкви.
8. См. Девер, Марк и Александер, Пол. Продуманное созидание церкви / Пер. с англ. Б.м., СЕО, 2011. С. 129-131.
9. См. Девер, Марк и Александер, Пол. Продуманное созидание церкви / Пер. с англ. Б.м., СЕО, 2011. С. 90-91.
10. Девер, Марк и Александер, Пол. Продуманное созидание церкви / Пер. с англ. Б.м., СЕО, 2011. С. 199.
11. Маршалл, Колин и Пэйн, Тони. Шпалера и лоза. Новый взгляд на служение, который меняет все / Пер. с англ. Чернигов: In Lumine Media, 2014. С. 105.
12. Экспозиционная  или разъяснительная проповедь – это ясная презентация библейской истины, которая разъясняет значение оригинального текста и помогает аудитории применить это значение в современном контексте.
13. См. «В каких отношениях вы с церковью».
14. Цит. По книге Марк Девер. Девять признаков здоровой церкви / Пер. с англ. Чернигов: In Lumine Media, 2011. С. 198.
15. Маршалл, Колин и Пэйн, Тони. Шпалера и лоза. Новый взгляд на служение, который меняет все / Пер. с англ. Чернигов: In Lumine Media, 2014. С. 29.