М

ы любим петь! Когда мы приходим каждое воскресенье на служение мы не можем представить себе наше поклонение без того, что воздавать хвалу Богу. Песнопения – это «визитная карточка» верующих людей на этой земле. Но только ли на этой земле? Ведь, Библия учит, что на небесах каждый искупленный Христом верующий человек, независимо от своей национальности, будет прославлять Бога: «И поют новую песнь, говоря: достоин Ты взять книгу и снять с нее печати, ибо Ты был заклан, и Кровию Своею искупил нас Богу из всякого колена, и языка, и народа, и племени» (Откр. 5:9).

Почему христиане так любят петь?

  • Богословские предпосылки. Мы поем не потому что это баптистская традиция такая. Мы славим Бога в песнях, потому что в уста каждого верующего Бог вложил новую песнь – хвалу Богу нашему (Пс. 39:4). Хвалу за спасение от греха и смерти! Верующий человек – это человек, который всегда живет с песней на устах. Он благодарен Богу. Он воздает Ему всю славу! Он прославляет Его всей своей жизнью и своими устами. И когда дети Божьи собираются вместе они объединяются в единой хвале. Через песнопения верующие назидают друг друга и воспламеняют свои чувства к Богу посредством истины.
Верующие поют, потому что, во Христе, они – победители. Когда армия побеждает, солдаты поют так громко, как только могут. Только те солдаты, которые идут домой с поражением, не имеют песен. Все истинные христиане – победители, как пишет Иоанн: «Ибо всякий, рожденный от Бога, побеждает мир; и сия есть победа, победившая мир, вера наша. Кто побеждает мир, как не тот, кто верует, что Иисус есть Сын Божий» (1 Ин. 5:4-5). Враг поражен Христом! Имея единство со Христом, верующие разделяют с Ним победу (Рим. 8:37).
  • Исторические предпосылки. Практика поклонения Богу в общих собраниях через песни берет свое начало, как минимум, со времен Давида. Очень многие псалмы были написаны для воспроизведения в храме.
Во времена вавилонского пленения и после него евреи собирались в синагоги и там пели псалмы, а так же некоторые отрывки из Пятикнижия. Другими словами, они пели Слово Божье. В первом веке эта традиция была принята церковью. По какой-то причине, начиная с первого века и почти до времен реформации, общее пение в церкви было упразднено. В церкви пели только специальные люди, а простые прихожане просто смотрели. И так продолжалось до времен реформации. Пока Мартин Лютер, Мартин Буцер и многие другие реформаторы не стали писать гимны для общего пения в церкви… Некоторые из этих гимнов сохранились до нашего времени и поются в современных церквах.
Итак, мы любим петь! Мы любим вместе поклоняться Христу! Чтобы наше поклонение также было приятным и угодным Богу, важно сформировать правильный подход к музыкальному поклонению. Ниже приведены основные принципы, по которым мы выстраиваем музыкальное служение в нашей церкви.

I. Описание музыкального служения

    1. Музыкальное служение является неотъемлемой частью церкви. Оно не может существовать само по себе и ради себя. Сегодня все чаще на передний план выходят группы прославления, звезды христианской эстрады, концерты. Но Бог задумал музыкальное служение в контексте церкви и оно призвано помогать детям Божьим вдохновенно поклоняться Богу, а не музыкальным талантам.
    2. Все музыкальное служение, в том числе братья ответственные за музыкальное служение подчиняются пресвитерскому совету церкви. В церкви не должны существовать две группировки – одна состоящая из музыкантов, другая – из книжников… Есть руководство, которое несет ответственность за все, что происходит в церкви, в том числе за музыкально служение.
    3. Музыкальное служение существует в церкви и для достижения целей церкви. Музыканты не должны использовать свое служение для продвижения своего имени.
    4. Первостепенная задача музыкального служения – активное участие в созидании церкви через обеспечение общего поклонения церкви Богу и создание атмосферы поклонения и прославления во время Богослужений. Музыка в церкви должна не развлекать слушателей, а помогать поклоняться Богу. Поклонение – это не концерт, а избыток жизни, посвященной славе Христа.

      II. Цели музыкального служения

Какова же цель музыкального поклонения?
Церковь поет не для того, чтобы:
– Развлекать слушателей.
– Продолжать установившуюся культурную традицию.
– Вносить разнообразие в программу богослужения.
– Привлекать людей в церковь.
– Прославлять музыкантов.
– Занять делом «незанятых» в церкви.
Церковь поет для того, чтобы:
– Поклоняться Господу. Псалом 94:1-6 Придите, воспоем Господу, воскликнем твердыне сапасения нашего… предстанем лицу Его со славословием, в песнях воскликнем Ему… Придите, поклонимся и припадем, приклоним колена пред лоцом Господа, Творца нашего.
– Прославлять Бога. Псалом 95:5-6 Воспойте Господу песнь новую; воспойте Господу, вся земля! Пойте Господу, благословляйте имя Его…
– Учить библейским истинам. Колоссянам 3:16 Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу.
– Назидать друг друга библейской истиной. Еф 5:18-19исполняйтесь Духом, назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу
– Выразить перед Богом эмоции сердца. Иаков 5:13 «Злостраждет ли кто из вас? Пусть молится. Весел ли кто? Пусть поет псалмы».
– Провозглашать Евангелие неверующим. Псалом 95:3 «Возвещайте в народах славу Его, во всех племенах чудеса Его» (см. Пс. 95:10, Пс. 39:4)

 III. Основные критерии музыкального служения

Какие же требования Писание предъявляет к общецерковному пению? Для того чтобы вывести некоторые конкретные принципы, будет полезно обратиться к двум текстам из Посланий апостола Павла:
  • Ефесянам 5:19: «Назидая самих себя псалмами и славословиями и песнопениями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу».
  • Колосянам 3:16: «Слово Христово да вселяется в вас обильно, со всякою премудростью; научайте и вразумляйте друг друга псалмами, славословием и духовными песнями, во благодати воспевая в сердцах ваших Господу».

1. Богоцентризм: мы поем для Бога

Оба приведенных выше библейских текста заканчиваются одинаково: «…воспевая в сердцах ваших Господу», что показывает одинаковое конечное направление или одинаковый объект поклонения. Дательный падеж интереса (τ θε), в русском переводе – «Господу», подчеркивает, что Бог – это тот единственный объект, во славу которого должно быть направлено музыкальное поклонение.
Современные песни все больше ориентированы на человека. Если прежде Бог существовал исключительно ради собственного счастья, то сегодня христиане изобретают нового бога, который существует для них. Все чаще, вместо того чтобы искать оправдания перед святым Богом, верующие считают себя “славными малыми”, перед которыми Бог должен оправдываться. Однако, мы должны отвергнуть такие представления, так как именно Бог – является смысловым и онтологическим центром Вселенной, в том числе и нашей поместной церкви.
Богослужение – это не место для самовыражения или оттачивания музыкальных навыков, это место, которое возвеличивает Бога. Любые иные цели – второстепенны. Начиная со стиля и заканчивая манерой исполнения перед слушателями – ничто не должно отводить взор поклонников от Бога – объекта наивысшего внимания и обожания (ср. Пс. 26:6; 150:3-4). Иногда приходится слышать, как церкви в выборе музыки руководствуются вопросом: «А понравится ли эта музыка неверующим?», но этот вопрос в корне неверен, главное – это понравится ли музыка Всевышнему? Поклонение – это празднование Божьего присутствия, Его дел и Его характера (2 Цар. 6:5; 1 Пар. 15:16; 2 Пар. 29:30; Пс. 80:2; 91:1-5)[1]. По существу, церковное пение должно поднимать наш взор ввысь – к Богу, а не опускать его на уровень человека[2]. Музыкальное поклонение должно быть богоцентричным и вести всю церковь к познанию Бога и Его характера. Оно должно учить о Боге и направлять к Нему.

2. Библиоцентризм: мы поем Слово Божье

Если этот принцип выразить простыми словами, то он означает, что в центре музыкального поклонения должно быть только Писание и его принципы. Мы должны в максимальном объеме наполнить наши песнопения Словом Божьим.
Стих из Послания Павла к колоссянам напоминает о дидактической роли церковной музыки. Христианам заповедано «научать и вразумлять друг друга». Это означает, что песни должны в первую очередь передавать вероучительные истины, доктрины, нежели воздействовать на чувства. По словам Питера Мастерса «гимн должен бросать вызов тем, кто не верит в учение Библии, и делать это в достаточно конкретных выражениях»[3]. В связи с этим очень полезно петь гимны, которые цитируют Писание (таким образом, мы будем петь Библию):
Текст / лирика взята из Писания – псалмы.

 Текст / лирика основана на Писании и соответствует доктринам Писания (церкви).

 Текст / лирика вдохновенна и пропитана Писанием.
Принцип, когда мы ставим в центр нашего пения Писание, учит нас, в первую очередь, делать акцент на содержании и только потом на форме. А это значит, что оценивая музыку, христианам следует обращать внимание прежде всего не на стиль музыки, ее ритм и мотив, а на то, насколько текст песни здраво, полно и глубоко отражает библейское учение.
В библейском поклонении первостепенный акцент всегда должен делаться на содержании музыки, а оно в свою очередь должно формировать приемлемый стиль, и никогда нельзя следовать обратной логике. И даже если у христиан есть стремление в музыке объять как можно большую широту Божьей славы,  то делать это следует исключительно  богоугодными средствами.
Терри Джонсон пишет: «Чрезвычайно важно, чтобы церковные песни были достаточно питательны, чтобы они точно выражали зрелые христианские убеждения, а также тонкости христианского опыта. Упрощенные, сентиментальные, повторяющиеся песни по собственной своей природе не способны передать доктрины Реформации, и в важный момент они оставят народ Божий плохо снаряженным»[4]. Величественное, возвышенное, богоцентричное, утвержденное на Слове поклонение – вот чего требует от нас Писание и что, следовательно, должно быть нашим главным стремлением как верующих в личной сфере и сообща в церкви.

 3. Общность: мы поем все вместе

Поколение современных христиан выросло в культуре потребительства, в которой развлечения и их поиск составляют основную движущую силу общества. Это откладывает свой отпечаток и на церковь. Люди приходящие на служения запрограммированы ожидать то, что их будут развлекать – пением хора, группами прославления, стихами, проповедями и т.д. Но музыкальное поклонение Богу – это не концерт, где есть горстка музыкантов-артистов и толпа фанатов. Бог задумал поклонение, как общее славословие.
Важно заметить, что в Новом Завете нет никакого упоминания о существовании церковного хора. Библия не показывает нам верующих I столетия, подходящих к музыкальному поклонению через каких-то посредников, например через поющую группу или отдельных лиц. Наоборот, в поклонении участвуют все – вся община единодушно поклоняется Богу единым сердцем и единством голосов[5].
Конечно, это не значит, что любое сольное пение или пение отдельных произведений музыкальной группой неверно. Многие сольные номера могут оказывать сильное духовное влияние на слушателей. Но мы никогда не должны смещать приоритет общего пения в сторону сольного исполнения. Необходимо отдавать предпочтение именно общему пению, которое подразумевает участие всей церкви. Иначе, как отмечает Марк Девер и Пол Александр: «Люди постепенно могут прийти к мысли, что поклонение – это пассивное созерцание, в то время, как в Библии мы не находим этому подтверждения. <…> Более того, «…с течением времени отделение «исполнителей» от «остальных» может незаметно сместить акцент нашего внимания с Бога на музыкантов и их таланты – смещение, которое часто выказывается апплодисментами в конце некоторых исполнений. Кому предназначаются эти апплодисменты?[6]»
Контекст обоих текстов из посланий к колосянам и ефесянам говорит о совместном поклонении Богу. Назидание должно быть направлено «друг на друга», а не на себя (в отличие от частного, личного поклонения). Пение гимнов вместе, всей церковью, ведет к единству церкви на основании ясного христианского учения и практики. Такми образом, одна из важнейших функций поклонения на богослужении состоит в том, чтобы подчеркнуть общинную природу церкви и взаимное служение, которое созидает единство.

 4. Единство: мы поем сплоченно

Другими словами, наше музыкальное поклонение не должно вызывать разделений в церкви. К сожалению, реальность современных евангельских церквей выражена в следующих словах: «Если вы хотите разделить церковь, просто поднимите вопрос о церковной музыке»[7]. Однако, мы убеждены в том, что духовно здоровая церковь избегает разделений связанных с поклонением.
Музыка, исполняемая на богослужении не должна служить соблазном. Такое может быть в том случае, если стиль музыки очевидно вызывающий и непригодный для церковного богослужения. Стоит проверить, побуждает ли музыка к благоговению перед Господом? Не смещает ли акцент поклонников с содержания на ритм или мотив? Не придает ли чрезмерное значение чувствам? Не сопровождаются ли исполнение композиций вызывающими движениями? Если ответы на эти вопросы будут положительными, то этот стиль музыки неприемлем для богослужения [8] и нужно прислушаться к словам апостола Павла и «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях, а обновиться духом ума вашего и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» (Еф. 4:22-24).

5. Пламенность: мы поем с воодушевлением

Нередко можно наблюдать, как современные евангельские церкви наполняются людьми, которые вроде бы и пытаются славить Бога, но весь их внешний вид говорит о том, что им не нравится все то, что они делают. Пессимистическая церковь – это церковь последнего времени. Это место, где все ходят в скорби, потому что сердца людей не горят желанием прославить Бога. Однако, Писание говорит нам о том, что истинное поклонение обязательно затрагивает эмоции человека: «… Весел ли кто? Пусть поет псалмы» (Ик. 5:13). Если в сердце человека радость, то он будет петь с воодушевлением, со страстным желанием поклоняться Богу!
Уильям Темпл, давая определение поклонению, сказал следующие слова: «Поклонение – это приношение Богу всей нашей природы. Это оживление совести Его святостью; питание ума Его истиной; очищение воображения Его красотой; открытие сердца к Его любви; посвящение воли Его изволению – все это соединено в поклонении, в самых бескорыстных эмоциях на которые способна наша природа…»[9]

5. Вдумчивость: мы поем с благоговением

Мы должны петь не только с пламенной воодушевленностью, но и с вдумчивым благоговением. Павел говорит: «научайте и вразумляйте друг друга псалмами». Воспевая, мы вспоминаем о страданиях нашего Господа, мы сокрушаемся о грехах, мы исповедуем свою немощь и – все это наполняет церковь атмосферой благоговения. Благоговение происходит от познания великого Бога и глубокого понимания своей греховности. Поэтому мы стремимся выбирать песни, которые говорят о Божьих атрибутах и обличают наши грехи. Для этой цели подходит спокойная, минорная музыка.
Хотя Богу нравиться, когда мы прославляем Его сердцем, исполненым огня и дерзновения, нередко триумфальность преждевременна. Особенно перед проповедью. В проповеди мы слушаем Слово, которое научает, обличает, исправляет (2 Тим. 3:16). Пение и музыка, которая предваряет проповедь, должна быть спокойной, настраивающей на размышления.
Далее я хотел бы взять немного времени, чтобы ответить на несколько вопросов. Когда мы говорим о совместном поклонении в церкви, то возникает немало спорных вопросов. Давайте рассмотрим некоторые самые распространённые из них.

 IV. Характеристики участников музыкального служенИЯ

Когда мы говорим о том как организовать музыкальное служение в поместной церкви, то один из первых вопросов который встает перед нами: как определить пригодность потенциального кандидата нести музыкальное служение. Достаточно ли его одаренности? А если у человека абсолютный слух, то может быть это является решающим фактором или по крайней мере обстоятельством увеличивающим шансы человека на служение?
В Новом Завете к лидерам предъявляются более жесткие требования, чем к простым членам церкви (1 Тим. 3:2-12; Тит. 1:5-9). Даже если участники группы прославления не являются «старшими» или «учителями», их постоянное местонахождение перед церковью подразумевает, что они достойны подражания. Речь не идет о безукоризненности, но если человек, являет своей жизнью отрицательный пример для церкви, то верующие начинают думать, что поклонение связано больше с музыкой, а не с образом жизни.
Поэтому, в нашей церкви мы требуем от участников музыкального служения, чтобы они отвечали определенным библейским стандартам.
Необходимо, чтобы каждый участник группы прославления:
  1. Был возрожденным христианином. Иначе может сложиться впечатление, что искусство поклонения имеет большее значение, чем состояние сердца. К духовному пению способны только духовные люди.
  2. Являлся членом церкви «Возрождение». Мы не привлекаем к служению музыкантов из других церквей.
  3. Возрастал в познании Бога и любви к Богу через изучение Библии и молитву. Это будет определять внешний вид и поведение. Со временем правильное библейское учение произведет плод благочестия в музыкантах, что в свою очередь, будет отражаться на том, как они служат.
  4. Был способен смиряться и служить другим. Мы должны убедиться в том, что человек может следовать руководству, что он не своевольный человек.
  5. Проявлял добросовестность и пунктуальность в посещении служений и репетиций. Человек должен быть ответственным. Если постоянно опаздывает на репетиции, то вероятно он будет опаздывать на служения.
  6. Стремился возрастать в музыкальном мастерстве. Музыкант должен иметь стремление развиваться, но не затмевать при этом служение учения, всегда помня, что наставление Слова Божьего занимает центральное место в церкви.
  7. Честно сообщал соответствующему служителю о любых обстоятельствах, которые могут повлиять на его служение.
Таким образом, наша церковь основывается на том понимании, что служение Богу – это привилегия только детей Божьих. Впереди перед церковью должны находиться люди, которые ведут церковь в поклонении.

1. Дж. Мак-Артур. Крепкая скала? Что говорит Библия о современной христианской музыке // Золото глупца: не все то золото, что блестит / Под ред. Джона Мак-Артура / Пер. с англ. Sacramento: Grace Publishing International, 2006. С. 136.
2. Идея взята из материалов семинара Кита Филипса. На пути к библейскому пониманию поклонения. С. 2.
3. Питер Мастерс. Богослужение: библейское и современное / Пер. с англ. Мн.: World Wide Printing, 2001. С. 45.
4. Эти мысли были почерпнуты из материалов семинара Кита Филипса. На пути к библейскому пониманию поклонения и музыкального служения в церкви: его цель и приоритет. Неопубликованный материал. С. 4.
5. Марк Девер и Пол Алксандер. Продуманное созидание церкви: служение, основанное на Евангелии / Пер. с англ. Минск.: СЕО, 2009. С. 112.
6. Там же. С. 113.
7. Д. Лукарини. Почему я изменил свое мнение о современной христианской музыке. С. 17.
8. Не всякую музыку даже при самом хорошем содержании приемлемо исполнять на богослужении. Некоторые стили вполне пригодны для личного поклонения, но не вписываются в рамки общецерковного собрания (см. подробнее Дэвер, Продуманное созидание церкви. С. 119-120).
9. Warren W. Wiersbe, The Integrity Crisis, Thomas Nelson Publishers, 1991, p. 119.